Расскажи нам что полезного ты узнал!
Живи!

Наше отношение к заповедям и иллюстрации из нашей истории

Наша задача самосовершенствования разделяется на две области:

1. Развивать мышление (сознание) и
2. Совершенствовать характер.

Недавно по поводу мышления меня спросили: «а как же фраза – Мои пути, не Ваши и т.д.».
Пришлось ответить, что это ближе ко второй задаче.
Разовьем тему.

1. Для развития нашего сознания Тора устроена таким образом, что регулярное ее изучение развивает наше мышление, при этом новые (для нас) вещи «цепляются» за старые, создавая новые логические и ассоциативные связи и «выращивая» наш внутренний мир мудрости. В этом жанре, чем больше мы поймем в процессе учебы, тем большая часть материала станет «нашим» и мудрее и взрослее станем мы сами.

2. По поводу рецептов развития характера. Система мицвот (заповедей) абсолютно настроена на совершенствование нашего характера. При этом любопытно, что у человека, не готового к принятию материала, скорее всего автоматически возникнет реакция активного отторжения. Это как раз понятно. Если цель – «реформировать» текущий характер, то этот самый текущий характер и будет активно сопротивляться (контрреформация). Поэтому, если мы сначала сознательно возьмем контроль над процессом в свои руки (т.е. примем решение изменяться), то у нас больше шансов не удариться в популизм и потакательство «низам», т.е. осознавать «откуда растут ноги» у нежелания идти путями Торы.

А теперь копнем еще поглубже вторую задачу - работу над характером.
Идея «Наасэ вэНишма» - сделаем и поймем – относится именно к работе над своим характером (изменившийся характер оценит, как здорово стало и как грустно было). При этом у нас нет прямой обязанности выяснять механизмы работы заповедей по улучшению характера. Делать это безумно интересно, многое из этого хранится в каббалистических материалах, кое-что я подбрасываю в материалы ЖЖ, но общий принцип отношения к этим «технологиям» основан не на разуме, а больше на вере и доверии (т.е. - ЭМУНА).

Интересно, что даже в самом светском обществе существует одна профессия, по отношению к которой практически у всех людей действует механизм ЭМУНы. Это – отношение к врачам. Т.е., когда человек заболевает и получает предписание принимать вовнутрь лекарство, то он скорее всего не будет вдаваться в детали механизма работы (хотя это очень интересно и я сам в свое время досконально разобрался в иммунологии, когда работал в жанре написания медицинских экспертных систем в очень сильной команде в институте Глушкова, и это знание помогало мне и в чтении лекций по иммунологии и в борьбе со своей аллергией).
Так вот, глотая таблетку, я соглашаюсь с тем, что врач, который решил, что она мне поможет, разбирается в проблеме, а я доверяю ему. Так что зона базового доверия должна присутствовать в жизни человека.

А теперь интересная историческая зарисовка. В истории бывшего Союза был один мрачный персонаж, который посягнул на эту важнейшую зону нашего бытия. Да-да, Иосиф Виссарионович, затеяв «Дело врачей» - т.е. заявляя гражданам, что их же врачи их отравляют, попытался отобрать у сограждан последнюю зону ЭМУНы, т.е. лишая их «острова доверия». Судя по всему – такое посягательство (вместе с наездом на евреев и на русский язык) и явилось причиной «ликвидации» Иосифа «Высшим Судом», т.е. сия зона ЭМУНы является архиважной в жизни человечества.
Посему, «Сделаем и поймем» - оно же «Съедим таблетку и выздоровеем» - абсолютно релевантно по отношению к нашей работе над своим характером.

И, наконец, (решающий удар). Идея «Тхият а-Метим» (воскрешение из мертвых) в нашем контексте и обозначает вхождение в процесс самосовершенствования (как сознания, так и характера), на путях которого и начинается настоящая жизнь, с ее испытаниями, подарками, подлинными взаимоотношениями и чувством сопричастности к процессу «Творения» себя, своего внутреннего Мира, который гармонизирует и мир вокруг нас, чего всем желаю.

Самое интересное