Поделиться

100 благословений в день — или как Царь Давид остановил эпидемию?

Во время правления царя Давида в его царстве свирепствовала эпидемия и каждый день умирало по 100 человек. Для борьбы с ней, царь Давид постановил произносить в день сто благословений.

В книге Дварим приведены слова: «ועתה ישראל מה ה’ אלוקיך שואל מעמך» [И ныне, Израиль, что Г-сподь, Б-г твой, спрашивает с тебя? (Дварим, Экев 10, 12)]. Раши дал этой строке следующее объяснение: «Не читайте «ма» (מה — что), а читайте «меа» (מאה — сто), сто благословений просит (Г-сподь Б-г) от тебя». Из этих строк еврейские мудрецы вывели следующее постановление — Человек должен произносить в день сто благословений.

Царь Давид постановил это во время эпидемии, которая бушевала во время его царствования, и каждый день умирало сто человек в народе Израиля. Царь Давид, над которым пребывал «руах кодеш» (дух святости), понял, что это происходит из-за того, что Г-споду Б-гу не возносят благословения во всей требуемой полноте, и поэтому постановил произносить в день 100 благословений.

Изначально постановление о 100 благословениях было призвано охранять народ Израиля. Рав Шимон Пинкус пояснил это с помощью примера: После того, как человек сделал своему другу какое-либо злое дело, и он хочет примириться с ним, чтобы тот не вернул ему сторицей, что ему следует делать? Пусть пойдёт к нему, и поговорит с ним, и будет всячески высказывать ему уважение на протяжении целого дня. Таким образом он предотвратит то, чтобы его друг отплатил ему той же монетой за сделанное ему зло, ведь тот, кто его изначально обидел, так старался, чтобы умиротворить его.

Подобным образом, когда царь Давид увидел, что сто человек умирают в день, он постановил произносить сто благословений, которые должен был произносить народ Израиля, чтобы все произносили «‘ברוך אתה ה» (Благословен Ты Г-сподь), и «примиряли» Его своими словами, до тех пор, Г-сподь Б-г не отведёт от них Свой гнев.

Все благословения, которые человек произносит, должны быть произносены с полным намерением и осознанностью. В трактате Брахот написано: «Не должен кидать благословение из своих уст». В Шулхан Арух написано: «Нельзя, чтобы человек благословлял и был занят своей работой». Во время произношения благословения, человек должен сидеть на одном месте и прекратить думать про все свои дела, и таким образом, он произнесёт благословение с полным намерением сердца «каванат а-лев», и будет помнить, что удостоился стоять перед Владыкой Владык, и поэтому в Шулхан Арух было постановлено, чтобы: «Не сидел горделиво, а сидел в трепете».

Несмотря на то, что следует произносить 100 благословений, следует помнить слова, которые написал Рабейну Там в книге «Сефер hа-Яшар»: «И лучше малое, но постоянное, чем многое, которое не продержится (долго)». Рабби Элимелех Бидерман говорил: «Поэтому, Каждый должен принять на себя «укрепиться» в нескольких благословениях в день, и произносить их в святости и чистоте, с намерением сердца, и пусть произношение этих благословений будет для него непреложным действием, и он всегда будет соблюдать его».

Публикуется с разрешения проекта «Хидабрут на русском»

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com