Поделиться

18 благословений молитвы Шмонэ Эсрэ — чему они соответствуют?

В Иерусалимском Талмуде, трактат Брахот (лист 33-Б) приводится четыре мнения, чему соответствуют 18 благословений в молитве Шмонэ Эсрэ.

1. Йеhошуа бен Леви считает, что 18 благословений соответствуют 18 песнопениям царя Давида до слов: «Пусть угодны будут (Тебе) слова уст моих, и помышление сердца моего пред Тобой». Это последний пасук 19-ой главы Теhилим, и, если учесть, что первая и вторая главы изначально создавались царем Давидом как единое песнопение, то получается, что 18 песнопений из книги Теhилим (с 1 по 19-ую главы) соответствуют 18 благословениям в Шмонэ Эсрэ.

2. По мнению р. Симона – 18 благословений связаны с 18 позвонками у человека. Вы можете сказать, что у человека 32 (бывает, что и 33, и 34) позвонка. Тут, видимо, речь идёт о шейных и грудных позвонках, которые заметным образом участвуют в поклоне.

3. Рабби Леви сопоставляет 18 благословений Шмонэ Эсрэ с 18-ю упоминаниями Четырехбуквенного Имени в 29-ой главе книги Теhилим (Воздайте Г-споду, сильные, воздайте Г-споду славу и силу…).

4. Рабби Ханина от имени рабби Пинхаса учит 18 благословений из 18 упоминаний в Торе трех отцов – Авраама, Ицхака и Яакова. Тут речь идёт именно о совместном упоминании этих трех отцов.

Так как Шмонэ Эсрэ состоит из тематических благословений, то в некоторых благословениях очевидным образом возникает желание конкретизировать просьбу. Например, в благословении «Исцели нас…» в индивидуальном чтении молитвы можно добавить просьбу об исцелении конкретного человека, в том числе и себя, если (не дай Б-г) сам болеешь. Во многих сидурах в этом благословении есть специальный пропуск, в котором в виде комментария говорится о возможности вставить личные просьбы об исцелении больного.

В благословении «Слышащий молитву» можно вставлять любые личные просьбы – связанные с заработком, личными взаимоотношениями и прочим. Можно также вставить просьбу об исцелении, если забыл её изложить в благословении «Исцели нас». Есть мнение, что все просьбы о благополучии и заработке лучше излагать в благословении «Барех алейну» (Благослови нам).

В пятом благословении (Желающий раскаяния) Аризаль рекомендует излагать просьбы о человеке-злодее, чтобы он совершил тшуву. И он составил молитву-вставку, которая вставляется в это благословение. Также существуют вставки для различных просьб в вышеперечисленные благословения, но никто не запрещает изложить просьбу своими словами. Желающие более подробно ознакомиться с этими вставками, могут это сделать на 16-17 листах трактата Брахот.

Сейчас не вспомню, кто из гдолим читал 121 главу Теhилим после завершения Шмонэ Эсрэ перед словами «Да будут угодны речи уст моих…». С какими целями он читал, мне не известно, но такое чтение после Амиды – является сгулой на хороший брак. Также в этом месте хорошо сказать пасук из ТаНаХа, который начинается с буквы, с которой начинается имя человека, и заканчивается буквой, которой заканчивается имя человека. Например, если молящегося зовут Авраам, то нужно найти в ТаНаХе пасук, начинающийся на Алеф и заканчивающийся на Мем. Это поможет человеку не забыть своё имя на посмертном суде и таким образом избавит от мук хибут а-кевер.

Мишна Брура (98, 2) приводит интересные сгулот для того, чтобы не отвлекаться во время молитвы Шмонэ Эсрэ:
1) Перед молитвой сказать «пи-пи» три раза. Пи-пи (פי פי) это нотарикон двух имён – Палти и Йосэф, тех, кто одолел свой ецер и о которых рассказывается в трактате Санэдрин, листы 19-20), после этих слов три раза плюнуть, но нужно плевать не по-настоящему, т.е. без слюны.
2) Провести по лбу правой рукой три раза и при каждом проведении говорить шепотом или мысленно пасук из 51-ой главы Теhилим: «Сердце чистое создай мне, Вс-вышний, и дух верный обнови внутри меня».

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com