Поделиться

18 Тишрея — Йорцайт великого Цадика Раби Нахмана

18 Тишрея — Йорцайт великого Цадика Раби Нахмана. После захода солнца зажигают свечу скорби в память о Цадике, который своим учением повлиял на мировоззрение многих евреев и привёл их к вере.

Раби Нахман из Бреслава (МaАPaН) родился в Шабат, 1 нисана 5532 (1772) года в Меджибуже (обрезание состоялось на восьмой день в Шабат перед Песахом).
За свою недолгую жизнь (умер в 38 лет) раби Нахман сделал очень многое для развития хасидута и написал книги, по которым учатся целые поколения. Посетив Эрэц Исраэль раби Нахман сказал своим ученикам: «Подлинное постижение чудес Торы и её грозных пророчеств началось для меня после посещения Земли Израиля, до такой степени, что теперь я стыжусь своего прежнего понимания» («Гдолей Русия»). Он потребовал, чтобы ученики никогда не записывали его прежних высказываний и не публиковали открытий, сделанных им до поездки в Землю Израиля («Сихот Моаран»,173).

Своих учеников Раби Нахман учил искренней и чистой молитве. Чтобы «разговаривать с Б-гом, как с близким другом, ничего не утаивая: обсуждать с Ним всё, что происходит в жизни, признаваться в прегрешениях и заблуждениях, рассказывать о своих бедах, тяготах и невзгодах, просить Его о помощи, спорить с Ним и требовать от Него». «Восклицайте, кричите, тяжело вздыхайте и плачьте», — говорил Раби Нахман молящимся («Ликутей Моаран», 11:95—101).

Раби Нахман сравнивал человеческую жизнь с очень узким мостом над бездонной пропастью. «Человек должен пройти по очень узкому мосту, — говорил он, — и самое главное для него совсем не бояться. А чтобы не бояться, человеку следует целиком сосредоточиться на том, что он делает “здесь и сейчас” — так, чтобы в его сознании просто не оставалось места для пустых страхов». В «Шивхей аРан»,26 есть такие слова: «каждый человек, живущий на свете, в состоянии достигнуть высочайшей из духовных ступеней — ведь всё зависит только от свободного выбора человека, от того, захочет ли он, исполнившись сострадания к самому себе, рассудить с полной ясностью, что именно для него является истинным добром».

По возвращении с Земли Израиля в 5562 /1802/ году, он побывал на еврейском кладбище в Умани, где были похоронены тысячи жертв массовой резни, устроенной в 5528 /1768/ году гайдамаками. Тогда, ворвавшись в город, гайдамаки установили крест и предложили евреям выбор: креститься или погибнуть. Вся община, более двадцати тысяч евреев, предпочла погибнуть, освятив Имя Б-га. Побывав на этом кладбище, раби Нахман завещал, чтобы его похоронили среди могил мучеников. «Души умерших за веру уже ждут меня», — повторял он.
На Рош аШана 5571 /1810/ года к раби Нахману в Умань собралось несколько сот хасидов. Он умер восемнадцатого тишрея 5571 /1810/ года, на второй холь а-моэд праздника Сукот, — в возрасте тридцати восьми лет. Похоронен в Умани, на старом еврейском кладбище.

Рассказывают, что когда-то через Умань проезжал прадед МaАPаНа — раби Баал Шэм Тов. Вдруг с кладбища поднялась большая стая голубей и стала над ним кружить. Он сказал тогда: «Вашим исправлением займётся один из моих потомков, но не я»… Так сбылось пророчество Бешта… исправлением душ многих евреев занялся его правнук, раби Нахман (זצ״ל).

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com