comment
Расскажи нам что полезного ты узнал!
Живи!

Месяц сиван | Часть первая

Месяц сиван | Часть первая – образовательный портал Ваикра

Месяцу соответствует созвездие Близнецов, что, по-видимому, указывает на Моше и Аарона, равных друг другу по значению мудрецов, удостоенных в этом месяце дарования Торы.

Новомесячье Сивана всегда продолжается один день, поскольку предшествующий ему месяц Ияр является неполным. Сам же Сиван — месяц полный, включающий 30 дней.

В Торе сказано: "На третий месяц по выходе сынов Израиля из страны египетской, в этот день, пришли они в пустыню Синай" (Шмойс, 19:1). Как объясняют наши мудрецы, слова "в тот день" означают: "в Рош Ходеш". Именно первого Сивана евреи разбили лагерь в Синайской пустыне, уже готовые получить Тору.

Далее сказано в Торе: "...и расположились станом в пустыне, и разбил лагерь там Израиль напротив горы" (Шмойс, 19:2). Слова "разбил лагерь" подчеркивают, что в этот момент весь еврейский народ был един, мыслил и чувствовал как один человек. Ведь во время всех остальных стоянок евреи возмущались по различным поводам и спорили между собой — именно об этом говорит Раши. Существуют споры, которые ведутся во имя достижения истины и святой цели, и с помощью таких споров может быть достигнута любая духовная высота — но невозможно получить Тору. Израиль удостоился получить ее только после того, как объединился, проникся весь, до последнего человека, любовью, братскими чувствами, научился жить в мире и приязни. Тора сравнивается с браком, основанным на мире и любви. По данным наших мудрецов, когда Тора названа мораша — наследие (Дворим, 33:4), "Тору заповедал нам Моше, наследие (мораша) общине Яакова", — это слово следует читать иначе: меураса — обрученная с общиной Яакова.

Беседуя с равом Хисдой, Агалили так комментировал слова Торы "На третий месяц по выходе сынов Израиля из страны египетской": «Благословен Всевышний, который дал "тройную Тору" (Пятикнижие, Книги пророков и Писания) "тройному народу" (состоящему из коэнов, левитов и исраэлов, т.е. остальных евреев) при посредстве "третьего" (Моше был третьим ребенком у своей матери) в третий день (ограничения и очищения, как сказано в Торе: "...чтобы быть готовым к третьему дню [дню Дарования Торы]" (Шмойс, 19:11) третьего месяца» (Шабат, 88а).

Во Второй Книге Хроник сказано: "И собрал (царь Иудеи Аса) всю Иудею и весь Биньямин и живущих с ними (переселенцев) от Эфраима и Менаше и Шимона... И они собрались в Иерусалиме в третий месяц, в пятнадцатый год царствования Асы, и вступили в Завет, чтобы взыскать Г-спода, Б-га отцов своих, от всего сердца и от всей души своей".

Здесь также говорится просто "в третий месяц", без указания дня, стало быть, Писание, текст которого создан, чтобы разъяснять, а не запутывать, имеет в виду, что это событие, как и предыдущее, произошло в Рош Ходеш. Ведь этот день изначально предназначен для установления мира и упрочения единства, для заключения союза, для вступления в Завет мира, основанный на любовном союзе Всевышнего с Израилем.

Законы месяца Сиван

На двенадцать первых дней месяца распространяется особая святость (хотя и меньшая, чем на праздничные дни). Первый из этих дней, Рош Ходеш, по своему статусу не отличается от других новомесячий. Четыре дня между ним и праздником, выпадающим на шестое Сивана, — это дни, в которые Моше и наши праотцы занимались подготовкой к получению Торы. Шестого Сивана (а вне Эрец Исраэл — и седьмого Сивана) евреи празднуют Швуэс. Второй праздничный день, Йом а-тибуах, — это "день жертвоприношений", когда паломники, приходившие в Иерусалим, приносили праздничные жертвы в случае, если праздник выпадал на субботу. В последующие пять дней паломники также приносили свои жертвы, если не успевали сделать это в праздник — закон, как известно, разрешает приносить их в течение семи дней, включая праздничный. Таким образом, все первые двенадцать дней Сивана обладают большей святостью, чем обычные будничные дни. Соответственно в эти дни мы исключаем Таханун из молитвы, не произносим Йеи рацон после чтения Торы и не поминаем усопших. В эти дни не устраивают постов, даже если речь идет о посте в Йорцайт, но разрешается Таанис холом — пост, вызванный определенным сном; кроме того в начале Сивана жених постится в день своей свадьбы.

Вне Эрец Исраэл принято не поститься и исключать Таханун из молитвы только до Исру хаг — до восьмого Сивана включительно (шестое и седьмое Сивана являются там праздничными).

Дни ограничения и очищения

В год Дарования Торы первое Сивана выпало на воскресенье — во всяком случае, согласно мнению рабби Йоси, которое разделяем и мы, Тора была дана еврейскому народу седьмого Сивана, в субботу.

Итак, первого Сивана евреи пришли из Рефидим в Синайской пустыне и разбили лагерь напротив горы.

Второго Сивана Моше передал народу слова Всевышнего, которые прозвучали как введение в Тору. Он объяснил евреям, чего требует от них Всевышний. Они должны будут принять Тору не только для того, чтобы соблюдать заповеди. От них потребовалось гораздо большее. Всевышний сказал: "Вы видели, что Я сделал Египту... А теперь, если вы будете слушаться Меня и соблюдать закон Мой, то будете Мне избранным из всех народов". "И отвечал весь народ вместе и сказал: "Все, что сказал Б-г, сделаем!" (Шмойс, 19:4-6,8).

Третьего Сивана евреи получили заповедь о границе. Всевышний запретил подходить к горе, была точно указана линия, которую не разрешалось пересекать.

Одновременно евреи получили заповедь об освящении, предусматривавшую запрещение супружеской близости; кроме того, они должны были очистить свое тело и одежду. Об этом сказано в Торе: «И сказал Б-г, обращаясь к Моше: "Иди к народу и освящай его сегодня и завтра, пусть стирают одежды свои, чтобы быть готовыми к третьему дню, ибо на третий день сойдет Б-г на глазах у всего народа на гору Синай"» (Шмойс, 19:10-11). По собственному усмотрению Моше решил добавить еще один, четвертый, день воздержания и очищения. «И сказал он народу: "Будьте готовы к третьему дню, не приближайтесь к женщине"» (Шмойс, 19:15). Это значит, что приготовления должны были продлится три дня, а встреча с Всевышним откладывалась на четвертый день. Всевышний согласился с Моше, и Шехина опустилась на гору в субботу, седьмого Сивана, после трех дней очищения и еще одного (предшествовавшего этим трем) дня, в течение которого действовала "заповедь о границе".

Аналогично заповедь об очищении вместо двух дней исполняли три дня. И день Дарования Торы, назначенный на шестое Сивана, был перенесен на седьмой день месяца.

Однако на будущие времена Швуэс, день Дарования Торы, был установлен на шестое, а не седьмое Сивана — в соответствии с указанием Всевышнего, данным Им Моше. Точно так же мы отмечаем память дней ограничения из года в год лишь в течение трех дней, начиная с третьего Сивана, как в год Дарования Торы, а память дней очищения — два дня, четвертого и пятого Сивана.

В последние три дня перед праздником Швуэс перестают соблюдать обычаи счета дней омера. В эти дни уже можно стричься и устраивать свадьбы. В еврейских книгах говорится, что в эти "три дня ограничения" каждый должен воздерживаться от запрещенных и даже просто пустых разговоров, уделять больше времени изучению Торы.

Предназначение

Особая глава Торы была дана Израилю за пять дней до получения всей Книги на горе Синай. Эта глава как бы включает в себя всю Тору. Она объясняет основополагающий принцип: Тора — это не только набор запретов и предписаний, высказываний и воспоминаний. Принятие Торы — это прежде всего возложение на себя особого предназначения, столь важного, что от него зависит само существование мироздания, начало служения, которое не может быть прекращено.

Когда Всевышний завершил Сотворение мира, Он поставил перед Своим Творением условие: оно сможет существовать, если человек пойдет по пути указанному ему Творцом. В противном случае мира не станет, он обратится в хаос. Это Завет, данный Творцом Своему Творению.

Десять первых поколений людей нарушили это условие, и первоначальный мир погиб во времена Ноаха (от Потопа). Тогда Всевышний сжалился над Своим Творением и сохранил его небольшую часть. Всевышний возобновил Свой первоначальный Завет с Ноахом. Шестнадцать поколений после Ноаха шаг за шагом отдалялись от пути, предписанного Всевышним. Мир забывал о Творце, и только единицы помнили о Завете, чтили его. Этого было недостаточно для того, чтобы гарантировать существование мира. Таких людей было мало, их присутствие практически не ощущалось. Подавляющее же большинство бунтовало против Всевышнего, предавали Его, отрицали Завет.

Человек создан быть человеком, а не божеством, но люди превращали его в божество. Он создан быть свободным, а не рабом, но люди доводили его не только до рабского, но и до животного состояния. В итоге все люди, вплоть до первенца рабыни, вращавшей мельничные жернова, стали божествами, господами, угнетателями тех, кто слабее. В то же время они теряли свою человеческую сущность, становясь рабами, вьючными животными для всех, кто сильнее их. Природа человека такова, что заключенный в нем дух поднимает его к Небесам, а веления плоти ввергают в бездну. Люди извратили свою природу, подавили свое человеческое достоинство, унизили человеческий дух, а все злое, гнусное и безобразное подняли, вознесли. И, главное, люди вовсе не знали Всевышнего, который возвышается над всем миром и милостив к нему.

Потомки Хама господствовали над народами, и нечистые египтяне правили миром от края до края.

Что же стало с Заветом, залогом существования мира? Разве может мир существовать без него? Даже камни, из которых сложены стены, деревья и травы подняли голос и кричали: "Наступает конец мира, все рушится!" Из глубины Вселенной раздался голос Всевышнего, предупреждавший людей: не извращайте собственную основ, не извращайте окружающий мир! Однако никто не прислушивался к этому голосу. Люди полагали, что не может быть иного голоса, кроме их собственного, что над ними никого нет, что они — единственный источник могущества, как сказано: "Мне принадлежит мой Нил, и я его создал".

"И вы, дети Мои, потомки Моего любимца — достанет ли у вас сил, чтобы вернуть человеку образ, по которому он был создан, а миру —его Царя? Наполнить мир Его милостью, милостью Царя, желающего Своему Творению добра, а не гибели? Готовы ли вы как представители всех семейств и народов земли принять бремя Завета, связывающего Меня со всем Моим миром, и хранить его? Склоните ли вы слух свой с тем, чтобы слушать Мой голос, повторяемый всем, что Я сотворил, пожалеете ли самих себя и все мироздание, чтобы не был уничтожен мир, который Я сотворил?

Если вы готовы принять это предназначение, Я умножу ваши силы, преумножу ваши мудрость и познания, чтобы вы ясно понимали, что вам предстоит, и преуспели во всех ваших начинаниях, Я дам вам Свою Тору, которая суть ваша мудрость, в которой ваша сила. Скажите все это дому Яакова, расскажите это сынам Израиля!"

Вы видели...

В Торе (Шмойс, 19:4) сказано: "Вы видели, что Я сделал Египту", — унизил сильных, ибо они низкие люди, бесконечно далекие от Всевышнего. Вас же поднял Я — вас, униженных, возвысил Я на орлиных крыльях — ибо не собственной силой возвысится человек, но одной лишь близостью к Всевышнему, — "и принес вас к Себе". Разве можно подняться выше?

И далее (Шмойс, 19:5): "А теперь..." — не для того, чтобы вы просто наслаждались зрелищем Моего величия, но для того, чтобы исправить мир, превратив его в царство правды и милосердия, чтобы вы преисполнились жалости к Моему миру, увидели его страдания и вернули его к Источнику его жизни, — "если вы будете слушаться Меня", голоса Моего, который наполняет весь мир, — "и соблюдать Союз Мой", — заключенный Мной со всеми Моими Творениями, дабы они не нарушали его; даже если вы не сумеете привести ко Мне сразу все создания, как Я привел вас, — "то будете Мне" — вы вместо всех остальных — "избранным из всех народов", — и Я буду радоваться вам, и ради вас помилую весь остальной мир, "ибо Моя — вся земля" — и Я не хочу ее гибели.

И далее (Шмойс, 19:6): "И будете вы... — но не египтяне, тиранившие весь мир, — "Мне царством священнослужителей" — не народом господ, жиреющим за счет своих рабов, не униженным народом, вынужденным служить другому, более сильному народу, но народом, все сыновья которого цари и вельможи, достойные владеть всем миром. Всего этого они добьются не с помощью силы, как тираны, но тем, что добровольно станут священниками, которые служат всем народам, даже тем, кто этого и не подозревает, "И народом святым" — не ангелами и серафимами, не имеющими тела и телесных потребностей, а "народом", людьми со всеми человеческими свойствами и потребностями. Но не людьми, "окованными" своими телесными потребностям и неспособными подняться над ними, но именно "народом святым", даже "внутренние" дела которого святы, так что и его человеческие стороны и поступки наделены святостью. "Царством священнослужителей" — эти слова Торы указывают, что в еврейском народе будут представлены обе эти стороны власти — и государственная, царская, и власть священников. Они не могут обходиться друг без друга. Точно так же слова "народом святым" подчеркивают двойственность человеческой природы: Израиль остается народом в полном смысле этого слова, даже обретая святость. И далее: "Вот слова, которые ты скажешь сынам Израиля" — Раши объясняет: только это, не больше и не меньше, ибо если ты скажешь меньше, никакие занятия Торой не позволят вам достичь поставленную цель, а если скажешь больше — вы станете подобны ангелам, и все ваши труды в этом мире потеряют значение, ибо земное начало уже не будет сопутствовать вам. Вот Тора, которую Я даю вам, и таково ее назначение.

"И пришел Моше, и созвал старейшин народа, и изложил им все эти слова, которые заповедал ему Б-г". Моше объяснил им смысл Торы как учитель, упорядочивающий знания учеников и не отступающий от них, пока не убедится, что они полностью овладели материалом и способны решать сложнейшие вопросы. Поэтому Моше не пересказал, а именно "изложил" им "все эти слова", поскольку в них заключаются вся Тора и вся мудрость мира. "Которые заповедал ему Б-г", — изложил и объяснил им, мудрым и незначительным, сообразно степени их мудрости, мужчинам — на понятном им языке, женщинам — так, чтобы поняли их сердца.

"И ответил весь народ вместе" — не льстиво поддакивая, но искренне на все вопросы. Тора подчеркивает: "ответил", а не просто "говорил".

"Вместе" — не один под влиянием другого, но каждый за себя, в едином порыве, все как один. Они не ждали, что скажут другие, чтобы ответить так же. Каждый дал собственный ответ, открыл собственную истину; тем не менее оказалось, что их сердца и уста говорили одно и то же.

«Заявляя "Все, что говорил Б-г, сделаем"», они сказали: "Все, что сказал Б-г" — "сказал", а не "скажет". Евреи говорили о принятии заповедей, данных им на этом этапе, о принятии своей миссии, своего предназначения, своей ответственности за весь мир. Слово "сделаем" — это слово относится уже ко всей Торе, которую они должны были получить и заповеди которой они должны будут исполнять. Однако в этот момент они еще не приняли на себя бремени заповедей Торы. Это произошло позже, когда евреи произнесли слова "сделаем и услышим".

"И пересказал Моше слова народа Б-гу". Точно так же, как Моше изложил слова Всевышнего каждому еврею понятным ему языком, так, чтобы он ясно их уразумел, точно так же он собрал ответы всего народа, данные различными людьми сообразно их мудрости и пониманию, — и их было столько же, сколько людей. Все эти ответы отличались один от другого, точно так же, как отличались характеры давших их людей, хотя все они и содержали общее обязательство: "сделаем". Поэтому в Торе и сказано: "Слова народа", а не "Слово народа".

Седьмой, он же шестой...

Как было отмечено ранее, Моше по собственной инициативе добавил дополнительный день отделения и освящения перед Дарованием Торы. День Дарования Торы был перенесен на седьмое Сивана вместе установленного Всевышним дня шестого Сивана. Вначале Всевышний сказал: "Ибо на третий (а не на четвертый) день сойдет

Б-г пред глазами всего народа на гору Синай".

Мы уже говорили о том, что счет 50 дней омера соответствует пятидесяти дням, отсчитанным еврейским народом в ожидании получения Торы от второго дня праздника Пейсах вплоть до дня, когда они услышали голос Всевышнего и стали свидетелями Его Славы. Однако после того как Моше добавил к этому периоду еще один день, оказалось, что он состоит из 51 дня, так что срок нашего нынешнего счета не соответствует первоначальному замыслу.

Кроме того, как можем мы произносить в молитвах праздника Швуэс, отмечаемого шестого Сивана, слова: "Время Дарования Торы" — ведь она была дана Израилю седьмого Сивана.

Наиболее удивительным является то обстоятельство, что Моше по собственной инициативе, без указания Всевышнего, добавил день к установленному сроку.

Вот как это объясняется.

В самом начале своей миссии Моше передал еврейскому народу следующие слова Всевышнего (сообщенные ему Всевышним из горящего куста): "...вы будете служить Всесильному на этой самой горе" (Шмойс, 3:12). Выражение "вы будете служить" было передано одним словом таавдун, в конце которого на иврите стоит "лишняя" буква нун, численно равная пятидесяти. Это значит, что служение начнется по истечении пятидесяти полных дней, счет которых откроется на следующий день после начала праздника Пейсах. Счет был открыт с зарей шестнадцатого Нисана, дня принесения омера во всех поколениях. Отсчитать необходимо было 50 "полных дней", состоящих каждый из дня и ночи, сначала дня, а потом ночи.

Несмотря на то, что от Сотворения мира сутки были устроены в порядке сначала ночь, а потом день, после того как человек отдалился от своего естественного состояния, установленного Всевышним, после того как потомкам Ноаха было предопределено добывать свой хлеб тяжелым, изнурительным трудом, отдаляющим человека от греха, они стали делить сутки иначе. В Торе, там, где говорится об обещаниях, данных Всевышним Ноаху, сказано: "...день и ночь не прекратятся" (Брейшис, 8:22). Именно так устроен трудовой день человека: ночь наступает после утомительного дня. Так отсчитывал дни еврейский народ до Дарования Торы — как все потомки Ноаха. Только после того как евреи получили Тору, они обрели древний, исходный статус человека, внесшего свой вклад в Сотворение мира, и снова стали делить сутки как в начальные времена — "И был вечер, и было утро", сначала ночь, а потом день — "полный день".

После того как второго Сивана Всевышний повелел Моше обратиться к Израилю и передать ему приведенный выше отрывок из Торы, начинающийся словами "Вы видели, что Я сделал Египту", заключающий в себе основу Торы, и весь Израиль как один человек ответил: "Все, что сказал Б-г, сделаем", — Моше стал относиться к Израилю, как если бы он уже получил Тору и обрел свой истинный древний статус, утраченный его предками из-за грехов. Ведь все заповеди, которые Израилю предстояло получить из рук Всевышнего, всего лишь комментарий, дополнение к фрагменту "Вы видели...", включающему слова: "...и будете вы Мне царством священнослужителей".

С этого момента Израиль вновь стал чистым и цельным, однако счет пятидесяти дней, который он вел уже давно, оказался ущербным и неполным. Ведь начат он был утром шестнадцатого Нисана и велся согласно представлениям всех потомков Ноаха, полагавших, что ночь следует за днем. Значит, первые сутки отсчета были неполными, а чтобы правильно завершить счет, необходимо было добавить еще один день (за последней ночью). Евреи уже приняли "все, что сказал Б-г", и стали иными, чем остальные потомки Ноаха.

Более того, формула, данная потомкам Ноаха, "день и ночь не прекратятся", перестала распространяться на Израиль после пятнадцатого Ияра, когда он прибыл в Мару и получил заповедь о субботе. С тех пор он трижды исполнил субботние заповеди и узнал, что святость Субботы обретается вечером, предшествующим субботнему дню. Выяснилось, что подготовительный период в пятьдесят дней, необходимый для того, чтобы воспринять Тору и услышать голос Всевышнего, раздающийся из пламени, неполон. Стало быть, следовало отменить весь пятидесятидневный счет или с этого момента (второго Сивана), или ретроактивно со дня получения "заповеди о субботе" и "отодвинуть" его на один день назад.

Когда Всевышний сказал Моше: "...и освящай его [народ] сегодня и завтра", Моше интерпретировал эти слова следующим образом: "Я должен объявить Израилю, что заповедь об освящении относится к сегодняшнему дню так, как если бы он был завтрашним", — как завтрашний день включает ночь и начинается с нее, так и сегодняшний день включает ночь и начинается с нее (и должен быть полным). А поскольку сегодняшний день уже в разгаре, и ночь его уже прошла, он не может идти в счет заповеди. Очевидно, что заповедь освящения "сегодня и завтра" должна распространяться на два "полных дня" и один неполный, предшествующий им. Теперь мы народ Торы, а не просто потомки Ноаха!

Всевышний согласился с Моше и народом Израиля. Заповедь освящения была полностью передана Израилю; как сказали наши мудрецы: "Все в руках Небес, кроме почтения к Ним". Сам Израиль должен был решить, с какого момента он определяет себя в качестве народа Торы. Он мог решить, что критическое мгновение, превратившее его в народ Торы, наступило, когда Всевышний заговорил с ним с горы Синай и даровал ему Тору. Но мог решить и иначе: с момента, когда он от всего сердца решил принять Тору, с момента, когда он начал смотреть на себя так, как если бы уже получил ее. Этот выбор находился полностью в руках Израиля. И после того как он отменил прежний способ счета пятидесяти дней и стал считать их по-другому, Всевышний согласился с ним, объявил пятьдесят первый день (по старому счету) пятидесятым (по новому), а седьмое Сивана стало как бы днем шестого Сивана — днем, предназначенным для Дарования Торы.

В самом деле, ведь праздник Швуэс связан не с календарной датой (таким-то днем месяца), а с окончанием отсчета пятидесяти дней. Таким образом получилось, что седьмое Сивана "наложилось" на шестое в год выхода евреев из Египта. В дальнейшем же еврейский народ отсчитывал эти 50 дней так, как велит традиция, и пятидесятый день действительно стал приходиться на шестое Сивана. Как учит Барайса: «Мудрецы говорят: "Десять заповедей были даны Израилю в шестой день месяца". Рабби Йоси утверждает: "В седьмой"» (Шабас, 86б). Рабби Йоси не сказал: "В седьмой день месяца" или даже просто "Седьмого числа". Он сказал: "В седьмой" — в седьмой день, который пришелся на шестой.

Читайте также:

Самое интересное