comment
Расскажи нам что полезного ты узнал!
Учись!

Тора Мошиаха - наслаждение, которое есть у Вс-вышнего от того, что Он творит мир

Тора Мошиаха - наслаждение, которое есть у Вс-вышнего от того, что Он творит мир – образовательный портал Ваикра

Автор: Ицхак Ройтман, 5 декабря 2018 [1]

Служение, наполненное удовольствием.

Тшува, продиктованная удовольствием.

Эта тема, Тора из Ацилуса и Тора из мира Брия — это тема, о которой я пишу в своём фейсбуке последние полгода, причем достаточно активно. И рав (р. Ицхак Гинзбург) затронул именно эту тему, он, естественно, её развил, сделал из нее цимес и так далее. Это та тема, которая меня очень живо интересует уже давно. Самое главное, мы должны понять, что для нас это означает практически.

Мошиах это атик, атик это таануг

Я в последний шабат на оэле [2], где-то к середине шабата у меня сформировалась некоторая идея, кто читает мой фейсбук — видели наверное, что Мошиах - это атик, а атик это таануг. Что это означает по-русски? Есть такое понятие, рав тоже о нем говорит на уроке, что Всевышний наслаждается этим миром. У Всевышнего было очень большое удовольствие, когда он себе представил служение праведников. Праведники изначально это еврейский народ, потом это все человечество. Всевышний представил себе, как праведники будут ему служить, и это доставило ему такое удовольствие, что он решил сотворить мир.

Вс-вышний сотворил мир ради того наслаждения, которое он получит от служения праведников. Это наслаждение ощутимо в мире

Это классическое объяснение того, для чего Бог создал этот мир. Всевышний представил себе удовольствие - таануг, которое он испытает от служения праведников, праведного человека, которого он сотворит, и тогда он решил сотворить человека. На самой высшей точке, которую мы можем понять, о самом Всевышнем мы ничего не можем сказать, Вс-вышний, это, как это говорят по-русски, «черный ящик». Мы можем сказать только то, что нам сообщили. Нам сообщили, что Всевышний представил себе, какое у него будет удовольствие от того, что человек ему служит, и тогда он решил сотворить это мир.

Почему для нас это важно? Для нас это важно, потому что удовольствие, с которым Всевышний творил этот мир, оно есть здесь, в этом мире, оно ощутимо в этом мире, его удается поймать. Если нам удается поймать это удовольствие, то это значит, что наше служение Богу идет так, как положено. А если мы не ловим это удовольствие, то значит, мы что-то делаем не так. Такой тип служения, чтобы ощутить то удовольствие, которое есть у Всевышнего от сотворения этого мира, это и есть Тора хасидут, и это и есть Тора Мошиаха. Это не мое изобретение, это прямым текстом написано в Тание, это один из «12 псуким», который все дети говорят, что «Всевышний радуется своему жилищу в нижних мирах». Причем, кто внимательно читал этот текст, там не говориться, что «Всевышний будет радоваться жилищу в нижних мирах», а имеется в виду настоящее время, что Всевышний уже сейчас рад и весел тому жилищу в нижних мирах, которое у него есть. И когда человек ощущает удовольствие, которое испытывал Всевышний от того, что у него есть этот мир, это и означает служить Вс-вышнему по-хасидски. То есть служение, наполненное удовольствием.

«Тшува из наслаждения»

Как раз год назад рав сказал загадочную фразу, смысл которой начинает доходить до меня только сейчас. Рав сказал, что надо делать тшуву из удовольствия. Из какого удовольствия, и чем это отличается от радости? Сейчас я могу сказать, что мы должны делать тшуву, ощущая то удовольствие, который Всевышний имеет, глядя на нас.

«Любимый ли сын мне Эфраим? Или он йелед шаашуим?»

Рав в свое время приводил очень интересный пример. Есть стих из пророков, который говорит «Кто мне Эфраим? Это что, мой любимый сын? Или он мой «йелед шаашуим?» — сейчас мы объясним, что это значит. Это вопрос, который пророк задаёт: «Почему мне Эфраим так дорог?». Эфраим это 10 колен, как мы понимаем. Почему мне так дороги эти 10 колен? Они мне как будто йелед шаашуим — это переводится как «ребенок, с которым родители играются». Младший ребенок в семье, и родите ловят кайф от этого ребенка. Пророк говорит, что Эфраим для меня как ребенок, с которым родители играются? Это буквальный смысл стиха. Рав объясняет этот стих очень интересным образом.

Мы вчера говорили, что каббала пользуется интересными аналогиями. Рав говорит, что такое шаашуа? Это когда мужчина и женщина встречаются, происходит зачатие, тот момент, предшествующий зачатию, когда половой орган уже внутри, и он двигается, и мужчина и женщина имеют от этого огромное удовольствие. И это называется шаашуа. Ребенок, который рождается от этой связи, называется йелед шаашуим, ребенок, в котором ощутимо то наслаждение, с которым создавали его родители. Рав говорит, что этот ребенок рождается на свет с ощущением, какой кайф был у родителей, когда они его делали.

Йелед шаашуим как пример, чтобы понять творение мира

Это объяснение можно взять как пример, чтобы понять, как Вс-вышний творил мир. Всевышний творил этот мир, и в этом мире есть память о наслаждении, с которым он его делал. И наша задача поймать этот кайф, с которым Всевышний творил этот мир. В генетической памяти этого мира есть ощущение того кайфа, который испытывал Всевышний от процесса творения.

Раньше это было сокрыто, раньше Всевышний был для нас, как строгий отец, строгий царь, даже строгий муж (муж и жена, каббалистическая аналогия). Сегодня раскрывается, что у Всевышнего есть шаашуа, сегодня раскрывается, что у Всевышнего есть большой кайф от того, что делает каждый из нас. От всех наших трудностей, от всех наших сложностей, от всех наших ошибок, от всех наших падений, от всех наших грехов.

На ступени ацмут есть только Б-жественное наслаждение

На самом верхнем уровне, на уровне Ацмут есть только кайф, больше ничего. Поймать этот «кайф», который Вс-вышний имеет от каждого нашего движения — это наша задача, это цель нашего служения. Можно использовать аналогию ребенка, ребенок, который начинает ходить. Родители ловят кайф от каждого его крика, от каждого его возгласа, от каждого его стона, от каждого его шага, правильного или не правильного. Так и Всевышний смотрит на этот мир. Тора Мошиаха раскрывает то удовольствие, которое Всевышний ловит от этого мира и которое находится в генетической памяти этого мира. Вот, собственно, идея.

Почему «русские» не идут в синагогу?

И это связано с той темой, которую мы затрагивали в беседе с Меером [3], если кто слышал. Почему русские евреи не идут в синагогу? Почему современный человек не тянется к религии? - Он не чувствует этот кайф. Изначально ребенок чувствует то удовольствие, с которым его зачинали родители. Он несет в своей памяти тот момент любви, через который он появился на свет. Каждый из нас рождается на свет с памятью, с какой любовью Всевышний его сотворил. А потом те грехи, та грязь, которая налипает в процессе жизни, приводит к тому, что это ощущение уходит.

Что такое депрессия? Это когда этот врожденный кайф ушел. Даже статистика говорит, что семьи, в которых большое количество детей, более счастливые. Потому что дети приходят в этот мир с памятью о счастье, о той радости, с которой они пришли в этот мир. И они распространяют эту радость вокруг себя, это их естественное состояние. А потом человек вырастает, погружается в этот мир и забывает.

Как это все реализовать практически?

После того, как мы это поняли. Мы знаем, что общие идеи — они хороши. Но пока мы не разменяли их на «мелкую монету», пока у нас нет деталей реализации — это не работает. Нужно понять, с каким удовольствием Всевышний сотворил этот мир, что оно ощутимо. Посмотрите на детей, посмотрите на еврейских детей, на религиозных детей. Видно, с каким удовольствием они живут. А потом посмотрите на взрослого человека, который полон зла и обиды на весь это мир. Конечная цель религии — наполнить этот мир удовольствием Всевышнего, чтобы мир стал когерентен Б-гу. Чтобы как Бог наслаждается этим миром, так и мы наслаждались миром, Б-гом и так далее. Вот цель Торы.

Откуда Рамбам уверен, что все евреи сделают тшуву в конце дней?

Рамбам пишет, что все евреи сделают тшуву в конце дней, не только все евреи, а всё человечество. Откуда такая уверенность? Очень просто, если Тора такой кайф, такой «опиум для народа», что вся идея Торы в том, чтобы человек почувствовал то наслаждение, которое есть в творении мира. То, конечно, в тот момент, когда это раскроется, все придут. Наша задача это раскрыть. Когда Тора Машиаха раскроется, все придут. Если до сих пор не приходят, это значит, что когда они на нас смотрят, у них нет от этого никакого кайфа. Или этот кайф недостаточный для того, чтобы их сдвинуть.

Секрет воздействия Алтер Ребе

Алтер ребе приходил в какой-то миснагедский город, в цитадель миснагдизма, типа Шклова. И собиралось несколько десятков или сотен человек его послушать, блестящие мудрецы, молодые ребята. И потом человек двадцать человек самых лучших, самых отборных пошли за ним. Чем он их взял? Мозгами? Они сами были достаточно умными, у них были свои мозги. Умением учиться? Я не верю в это, еще раз говорю, это слишком долго. Я больше чем уверен, что в Алтер Ребе ощущал это шаашуа, с которым Всевышний смотрит на мир. В его взгляде ощущалось удовольствие, который Всевышний имеет от этого мира. И когда они это почувствовали, они пошли за ним как загипнотизированные. Хотя у них был проблемы, тогда была война между хасидами и миснагедами, их отлучали от семей, там было страшно. Но они ничего не могли сделать.

«Вкусите и вы увидите, что Вс-вышний благ»

Есть очень известный стих Писания, который Алтер Ребе очень любил цитировать, и говорил его нараспев: «тааму уреу, ки тов Гавайе», «попробуйте и вы почувствуете, что Всевышний благ». Почему вы не хотите? Попробуйте. Я даже подумал, почему виленский гаон убежал и не захотел встречаться с Алтер Ребе? - Потому что он знал, что если Алтер Ребе на него посмотрит, то шансов у него не останется. Никакая талмудическая мудрость не устоит перед обаянием Алер Ребе. Ребе, когда смотрит на человека, человек ощущает абсолютно неземной кайф, он переходит в другое измерение.

«Атик» означает «сдвиг»

Один из смыслов слова атик — это «сдвинуть». То есть, когда приходит человек из атик — мир сдвигается. Происходит какой-то сдвиг внутри человека, человек сдвигается, переходит в другое измерение — это то, что Ребе делал с людьми. То есть Ребе проводник, того света, того электричества, который светит из атика и еще выше. Это сдвигает человека, влияет на подсознание. И то же самое делает рав. Те, кто встречался с равом, кто общался с равом, на кого рав смотрел, с кем разговаривал… у него абсолютно такая же энергетика.

Смотреть на мир глазами Вс-вышнего

В чем наша задача? Нам надо пойти по следу. Нам сказали, вот след, что у Всевышнего есть удовольствие от нас. Всё учение хасидута раскрылось для того, чтобы это б-жественное удовольствие транслировать сюда вниз. Как выражался рав: «Посмотреть на мир глазами Всевышнего. Посмотреть на себя, как Всевышний на меня смотрит». Есть известное выражение, что «ребе смотрит на человека, как он находится в первичной мысли Адам Кадмон». В первичной мысли Адам Кадмон нет грехов, уже в Атике нет грехов, в Адам Кадмон точно нет грехов. Адам Кадмон — это в одной мысли обозревается все мироздание. И Ребе смотрит на человека, как он присутствует в этой первичной мысли, там где нет ни грехов, ни падений, есть только свет, только любовь, только таануг — наслаждение, наслаждение выше, чем любовь.

И наша задача посмотреть на себя с такой точки зрения и посмотреть на других с такой точки зрения. Также как родители смотрят на ребенка, даже если он сделает лужу посередине комнаты или описает кого-то из родителей, бабушку или дедушку, родители тащатся и ловят полный кайф, весь фейсбук полон таких рассказов. Гентелев обычно пишет об этом, если кто его читает, он очень интересно описывает свои перипетии с внуками. Когда первый раз внук его описал, он был счастлив до безумия. Это АК, на уровне АК, чтобы вы ни делали, там есть это полное счастье, ощущение безумия.

Нам трудно в это поверить

Проблема в том, что нам трудно в это поверить. Мы настолько привыкли к Торе мира Брия - Тора мира Брия это достаточно жестокая Тора. Все равно Тора смягчает. Мы говорили как-то на тему, что вся идея Торы — это смягчить мир, но это смягчение происходит постепенно. То есть был мир до Торы, который можно назвать джунглями, в котором «люди друг друга живьем съедают». Если бы евреи не получили Тору, то этот мир не смог бы существовать, потому что жестокий суд уничтожил бы всё. И когда Тора приходит, невозможно сразу открыть весь хесед, всё Божественное милосердие не может сразу открыться, поэтому это открывается очень постепенно.

Сначала открылась Тора на уровне Асия (просто быть порядочным человеком), потом открылась Тора мира Йецира (праотцы, исправление эмоциональной сферы), Тора мира Брия (исправление интеллектуальной сферы). Интеллектуальная сфера это привычная нам логика «хорошо» и «плохо». По крайней мере, «истина» и «ложь». Обычно рав говорит, что «хорошо» и «плохо» это эмоции, а «истина» и «ложь» это уже интеллект. Так или иначе, мы привыкли жить в дихотомии, привыкли себя и других судить и осуждать, то есть мы не способны получить удовольствие от этого мира. Принципиально, это логика изгнания..

Начать мыслить категориями будущего мира

Как мы можем из этого выйти? Ребе говорил о том, чтобы провести геула, надо начать жить логикой геула. То есть, когда мы начнем мыслить категориями будущего мира, то этот будущий мир придет сюда. Главнейшая категория будущего мира — в будущем мире нет суда, там никто никого не судит, там все всех понимают. Иногда я могу судить себя, иногда это нужно, потому что Мошиях ещё не пришел, тут тоже не надо заблуждаться. Но если я сужу себя слишком много, я сбрасываю себя опять в тот мир, из которого я хочу уйти. То есть это не основное служение — судить, основное служение — это понять то наслаждение, которое есть у Всевышнего, при взгляде на этот мир.

Молодежь, растущая с ощущением что иудаизм это «кайф жизни»

Когда я встречаю рава, когда я встречаю людей, окружающих его, когда я встречаю еврейскую молодежь, она уже выросла с ощущением того, что Б-г наслаждается этим миром. Я не знаю, как выглядел иудаизм 100 лет назад, но в повседневности мы в Израиле это видим, мы в Америке это видим, иудаизм превратился в такой мощный поток радости, это не только в Хабаде, хотя я чувствую это сильнее всего в Хабаде. В Севен Севенти полно молодежи, и при взгляде на этих ребят, достаточно понять, что для них это кейф хаим, что самый большой кайф в их жизни, это то, что они здесь сидят, что они здесь учатся, и что они делает. Этот кайф внизу, который отражает кайф наверху — это и есть Мошиях. Почему ребе говорит, что еврейские дети это мешихай — «мои мошиахи», потому что они транслируют тот кайф, который есть наверху. Глядя на них, мы понимаем, что это возможно, что это реально, просто нам надо исправить свои энергетические каналы, и тогда это начнет работать. Вот задача, это называется таануг, это называется тшува из удовольствия, из ощущения того удовольствия, которое есть у Всевышнего от всех моих ошибок, от всех моих провалов.

Тело, которое ощущает «кайф» творения

Однако недостаточно, чтобы мы поняли это мозгами, это должно прийти на физическом уровне, это тело должно почувствовать ощущение Вс-вышнего, который творит меня в этот данный момент времени. Царь Давид говорит «кол ацмотай томарна Гашем ми камоха», «Пусть все мои кости произнесут: Бог, кто подобен тебе».

Есть известная история в Талмуде, когда рабан Йоханан бен Закай приходит к Веспасиану и говорит ему «ты царь», так у него кости настолько расширились, что он не способен был одеть какие-то ботинки. Задача в том, чтобы эта логика реализовалась на физическом уровне. Чтобы мое тело почувствовало удовольствие Вс-вышнего, с которым он творит его. Не только, чтобы мой разум понял, не только, чтобы моя душа радовалась, а тело должно почувствовать это удовольствие.

Ацмут (сущность) раскрывается только в материи

Потому что Мошиах, опять же, в хабадской трактовке, это материальный эффект, это эффект материального мира, Ацмут — сущность раскрывается только в материи. «Жилище в нижних» и все понятие будущего мира, это когда материальный мир начинает признавать Б-га. Тот самый материализм, который начался с того, что Б-га нет, это материя должна кричать — Б-г есть! Когда вся материя начнет кричать, что Б-г есть, тогда мы почувствуем, какой это кайф, быть связанным с Богом. И это задача поколения. Помните, был такой ворт у рава, на его день рождения, он говорил: «мы должны так обучать Торе, чтобы все влюбились в Тору». Но для этого мы сами должны влюбиться в Тору, тогда мы сможем объяснять другим людям Тору таким образом, чтобы они в неё влюбились. И это Мошиах.

Все миры существуют параллельно

Все миры существуют параллельно. Я вчера утрированно написал, что Б-г умер, да здравствует Б-г. На самом деле, все это существует параллельно. И Б-г мира Асия, и Б-г мира Йецира, и Б-г мира Брия, и Б-г мира Ацилут и далее. Они все действуют параллельно. Единственный вопрос, какая пропорция между этим, что главное, какой свет ведущий, какой музыкальный инструмент ведущей в той партии, которая исполняется сегодня (если проводить аналогию с музыкой).

Сегодня «ведущий инструмент» это АК

Сегодня ведущий инструмент это АК, все остальные аккомпанируют. Поэтому есть место для тшувы. Алтер Ребе говорит о том, что человек должен хотя бы 2-3 часа в неделю подумать о том, насколько все, что он делает, это легармэй, «не во имя небес». Также как каждую неделю надо отмечать шабат, так каждую неделю должно быть место для тшуве. Эта мелодия тоже есть, но она звучит в бэкграунде, она не звучит на переднем плане.

«Грех мой напротив меня постоянно» - в бэкграунде сознания

Как объясняет Алтер ребе в Игерет аТшува, «грех мой напротив меня постоянно». Это не значит, что это близко ко мне, это значит, что это далеко от меня. На заднем плане подсознания есть, что я сделал какие-то вещи в своей жизни, которые я не должен был делать. Это нужно для того, чтобы ты не зазнавался, так Алтер ребе пишет. Время от времени вспоминай о своих «хороших» делах, которые ты сделал, но это не должно звучать слишком громко. Это не должно ломать мою активность сегодня. Этот инструмент должен тихо играть на заднем плане и иногда напоминать о себе. Через это ты ощущаешь милость Вс-вышнего. Даже такому человеку, как я, который наделал столько ошибок в своей жизни, Всевышний дает то, что он дает. Тогда начинаешь чувствовать радость.

Есть 51 псалом, в котором говорится о тшуве, который часто цитируют. Так именно такой порядок, сначала внутреннее раскаяние, душевный самоотчет, когда Давид плачет и раскаивается в своих грехах. После этого он говорит, что хочет увидеть радость Б-жественную и просит вернуть этот святой дух. Одно без другого не бывает. Вопрос — сколько? Мы должны проникнуться тем ощущением кайфа, которое есть у Всевышнего, когда он глядит на нас. И это то, что приведет Мошиах, это то, что воздействует на других людей, потому что слова не действуют ни на кого, действует энергетика. То есть, если я могу себя заразить себя этой энергетикой, я это могу взять от рава, рав берет, откуда это он берет, тогда я привожу Мошиаха.

«Таануг» (наслаждение) и «тнуа» (движение)

Задача в том, чтобы это дошло до физического уровня. У меня на днях была такая идея, что слово «таануг» похоже на слово «тенуа» (движение). Движение — это одно из тех вещей, которые дают человеку самые позитивные эмоции. Мне пришло в голову два варианта: это физическая активность, которая дает человеку, какой-то позитивный тонус. А второе это нигун — это тоже движение, интонация. Когда человек совершает грех — расстраивается какой-то музыкальный инструмент его души, и он перестает слышать и чувствовать эту мелодию. Как это восстановить? Рабби Нахман выбрал десять теилим, десять псалмов, которые восстанавливают тактовые частоты его души, и тогда он снова начинает слышать эту музыку. Поэтому, безусловно, нигун, безусловно, движение. Поскольку речь идет о каких-то глубоких уровнях подсознания, невозможно сказать просто: «наслаждайся» и это заработает. Во-первых, просто пойми, что это так. Потом начни думать, как это реализовать, Это придет в какой-то момент, а потом это уходит, потому что это слишком высоко, чтобы там постоянно находиться. Ты об этом помнишь, начинаешь вспоминать, что вот она Тора Мошиаха. Не суд, не осуждение, не какие-то выяснения отношений. Ребе всегда был против того, чтобы вести какие-то дискуссии с нерелигиозными людьми, он говорил: не надо дискуссий, человек верит или не верит не потому, что его убедили, там все гораздо глубже, в тот момент, когда он увидит что-то, не надо будет ничего объяснять.

______________

[1] Видео этого урока: https://www.youtube.com/watch?v=3SrVOAnDB0s&t=16s

[2] Место, где похоронен последний Любавичский Ребе

[3] Видео на ютюбе здесь: https://www.youtube.com/watch?v=q-ZYmH14KtI&t=1948s