Поделиться

49 ступеней к славе

В Песах, в Шавуот и в Суккот мы поднимаем бокалы с вином, благословляем и вспоминаем трудный путь еврейского народа из рабства к Откровению на Синае. Ночью 15 Нисана 2448 года от сотворения мира мужчины, женщины, дети двенадцати колен Исраэля пошли к заповеданной стране.

В ту ночь Песаха ангел смерти не вошёл в те дома, где были отмечены мезузы входа, то есть в дома богобоязненных евреев. Безоговорочная вера в своего Создателя тогда стала защитой и объединила их в единый народ. Всесильный вывел евреев из рабства и сказал: «На орлиных крыльях принёс вас к Себе» (Шмот 19:4). Чтобы стали для Него «коhенами и святым народом» (Шмот 19:6).

Так началось восхождение евреев к славе. Сорок девять дней шли они к горе Синай, к дарованию Торы, словно сорок девять ступеней преодолели по опасной дороге пустыни. Им пришлось отказаться не только от заквашенного, вкусного хамецного хлеба, но вести ежедневную борьбу с хамецем, с йецер hа-ра, со злом, в себе.

И мы с тех давних пор считаем дни вознесения Омера, каждый год со второго дня Песаха, день за днём, семь недель до 6 Сивана. Так же, день за днём, мы должны подниматься по ступеням совершенствования. Осторожно, чтобы не свалиться в пропасть, где гибнут человеческие чувства, и клубится насилие.

Отказ от хамеца для нас – это отказ от вожделения и похоти, от жадности, от зависти, от лашон hа-ра (злоязычия), от лжи и лицемерия, от наглости и высокомерия, от эгоизма и жестокости, от трусости и лени.

Мы отсчитываем Омер своих желаний и надежд. Мы идём по краю пропасти и видим, что там по улицам европейских и азиатских городов гуляет насилие, там оружия больше, чем хлеба и там убить человека проще, чем выпить стакан воды. Это там арабские матери счастливы оттого, что их сыновья-шахиды отправляются к загробным гуриям. Это там детям с раннего возраста внушают легитимность гомосексуализма и приучают к нравственной распущенности.

Трудно контролировать свои желания и свои эмоции, притягивает желание быть, как все. Даже тот, кто обладает хорошими качествами, не защищён от падения в пропасть.

Берегись! Берегись!

«Человек, обладающий хорошими качествами характера, но не исполняющий заповеди, подобен золотому кольцу в носу свиньи, которая марает его, роясь в отбросах. Ибо, если деяния человека недостойны, он обращает даже хорошие качества характера и (выученную им) Тору во зло» (Р.Элияhу, Виленский Гаон, «Эвен шлема» 5:7).

Некоторые евреи полагают, что в Песах достаточно прочитать Агаду, несколько дней не есть хлеб, и они уже причастились к еврейской традиции. Праздник завершился, а они по-прежнему ходят с непокрытой головой, не произносят клятву «Шма», выполняют работы, запрещённые в праздник и в шабат, не считают дни Омера и не поднимаются по ступеням к следующему празднику Шавуот.

Любое общество, доброе или не доброе, – объединение одинаково мыслящих людей. Следует избегать то общество, где люди собираются не «во имя Небес», а для удовлетворения своей похоти и животных инстинктов. Внешний вид людей может быть обманчивым. Следует обратить внимание на содержание, а не на форму, на действия, а не на слова. Следует обратить внимание на то, как человек живёт, какая польза от него людям, что он делает для своего народа.

Рамбам сказал: «Заповедь для каждого человека – любить каждого из своих товарищей, как собственное тело… Щадить его достоинство и жалеть его имущество так же, как он жалеет собственное имущество и стремится поддержать собственное достоинство» (Мишнэ Тора, «hилхот деот» 6:3).

А кто твой товарищ?

Это тот, кто идейно близок тебе.

Отсюда же вытекает обязанность любить гера, который вошёл в еврейскую общину.

Любовь должна быть активной, мы обязаны заботиться о тех, кого любим, оказывать им материальную и психологическую помощь. Гилель говорил: «…люби людей и приближай их к Торе» (Авот 1:12).

Хасидут предлагает любить даже тех людей, у которых нет никаких положительных качеств, и чьё единственное достоинство состоит лишь в том, что они созданы Творцом. И даже в том случае, когда твой товарищ или сосед не соблюдает заповеди и не изучает Тору, следует помогать ему и наставлять его, пока не вернётся на верную дорогу (Тания 1:32).

Мы соглашаемся с этим при условии, что есть надежда на успех.

Но не можем любить того, кто оскверняет еврейские традиции и законы Торы, того, кто злобно и намеренно вредит еврейскому народу. Мы осуждаем доносчиков, предателей, клеветников, членов таких организаций, как «Шалом ахшав» и «Бэцелем» в Израиле, «Фонд Нового Израиля» и «Джей-стрит» в США, или «Нетурей карта».

Еврейская традиция считает, что должна быть основа для настоящей любви. Как сказано в Торе (Ваикра 19:18):

לֹא-תִקֹּם וְלֹא-תִטֹּר אֶת-בְּנֵי עַמֶּךָ וְאָהַבְתָּ לְרֵעֲךָ כָּמוֹךָ אֲנִי יְהוָה –
Ло тиком вэ ло титор эт бэне амеха вэ аhавта лереэха камоха…

«Не мсти и не храни злобы на сынов народа твоего, а люби ближнего твоего, как самого себя – Я Г-сподь».

Мы переводим эти строки так: «Люби подобного тебе, «камоха», такого, как ты, который так же, как и ты, признаёт над собой законы Творца и следует этим законам».

Еврейская традиция отвергает абстрактную любовь, можно повторять множество раз: любите свой народ, будьте дружными, но если нет конкретных обязанностей, слова останутся словами. Только действия оправдывают наше существование, и только заповеди объединяют и спасают от беды.

Поэтому Тот, Кто вывел сыновей Исраэля из рабства, учит нас:

– Святы будьте, ибо свят Я, Г-сподь, Б-г ваш.
– Бойтесь каждый матери своей и отца своего, и субботы Мои соблюдайте.
– И виноградника твоего не обирай дочиста, и оставшихся отдельных ягод в винограднике не подбирай: бедному и пришельцу оставь их.
– И не клянитесь именем Моим во лжи.
– Не крадите, не лгите и не обманывайте друг друга.
– Не обирай ближнего твоего, не грабь и не задерживай у себя на ночь заработка наемника до утра.
– Не злословь глухого и пред слепым не клади препятствия; бойся же Б-га твоего.
– Не кривите на суде; не будь снисходителен к нищему и не угождай человеку знатному: по правде суди ближнего твоего.
– Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; ты увещевай ближнего твоего, и не понесешь за него греха.
– Не мсти и не храни злобы на сынов народа твоего, а люби ближнего твоего, как самого себя.

49 ступеней ведут нас к славе. И заповеди Торы, 248 повелевающих и 365 запрещающих, по числу частей человеческого тела и связующих их жил, удерживают нас от падения в пропасть. Нас защищают заповеди еврейских мудрецов: благословлять шабат и праздники с вином, омывать руки, читать Мегилу, читать hалель, зажигать ханукальные свечи и др.

Как евреи не могут существовать без Торы, так человечество не может существовать без евреев. Ни одна область мировой культуры и мировой истории не обходится без евреев. Наша слава в том, мы должны быть совестью человечества.

Именно поэтому нас преследуют и пытаются спрятать подальше от глаз. Именно поэтому нас пытаются скинуть со ступеней совершенствования.

Не всем дано пройти этот путь.

Кто-то остановился.

Кто-то упал в пропасть.

Слава тому, кто взошёл на гору Всесильного.

«Кто взойдёт на гору Всесильного и кто станет на месте святом? Тот, у кого руки чисты и сердце непорочно, кто не склонял к суете души своей и не клялся ложно» (Теhилим 24:3-4).

Не отступайте! Не сдавайтесь своему йецеру, считайте день за днём эти ступени, эти дни и недели Омера, и встретит вас Царь славы в день Синайского Откровения, в день Шавуот.

Автор: Рав Адам Давидов

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com