comment
Расскажи нам что полезного ты узнал!
Молись!

Постоянный молитвенный канон (нусах)

Постоянный молитвенный канон (нусах) – образовательный портал Ваикра

В установлении постоянного молитвенного канона, который повторяется во всех трех ежедневных молитвах, есть один недостаток. Из-за этого молитва может превратиться в рутину, и человек утратит тот душевный настрой, который возникает у него, когда он молится Всевышнему своими словами. С другой стороны, если бы мудрецы не установили постоянный молитвенный канон, то праведники читали бы перед Всевышним прекрасные молитвы, идущие из самой глубины души, а простые люди ограничивались бы короткой невнятной молитвой.

Рамбам (в «Законах молитвы», 1, 4) объясняет, что проблема молитвы особенно обострилась после разрушения Первого Храма и изгнания народа Израиля с его земли. Многие евреи не знали святого языка, на котором подобает молиться, и не имели подходящего молитвенного канона на других языках. Поэтому мужи Великого собрания установили канон благословений и молитв, доступный каждому еврею, дабы с его помощью даже люди безграмотные могли молиться Всевышнему.

Постоянный молитвенный канон имеет еще одно преимущество: он содержит все просьбы общенационального и личного характера, которые должны присутствовать в молитве. Если бы не был установлен постоянный канон, то, по всей вероятности, каждый человек просил бы Всевышнего о чем-то своем: врачи – о выздоровлении больных, земледельцы – о дожде, и тогда со временем каждый еврей привык бы молиться лишь о том, что близко лично ему, отстраняясь от всего прочего, необходимого всей общине или всему народу. Поэтому мудрецы составили молитву, в которую входят восемнадцать благословений, охватывающих все чаяния еврейского народа, материальные и духовные. Благодаря этому каждый молящийся трижды в день приобщает свои личные желания к стремлениям всего народа.

Помимо простого смысла молитвенный канон содержит бесчисленное множество глубинных смыслов, часть из которых объясняет каббала. Рабби Хаим из Воложина писал об этом (Нефеш ѓа-хаим, 2, 10): «Человек рассудительный поймет, что не напрасно к написанию короткой молитвы приложили усилия сто двадцать мудрецов, среди которых были и пророки. Благодаря святому духу и высшему пророчеству, которыми они обладали, перед ними были открыты пути Творения и его глубинные тайны. Опираясь на эти знания, они и составили канон благословений и молитв с помощью определенных слов, потому что видели и осознавали, в каком именно слове может проявиться тот самый свет, что крайне необходим для исправления множества миров, высших сил и тайн мироздания». Он также писал (там же, 2, 13), что все тайные смыслы, раскрытые перед нами этими высшими святыми, а также Аризалем, − не более чем капля в море в сравнении со всей глубиной, заложенной в молитвах и благословениях мужами Великого собрания. Посредством пророчества и святого духа, которыми были осенены мужи Великого собрания, когда составляли канон молитв и благословений, им удалось вложить в короткие слова молитвы смысл, необходимый для исправления всех миров, и наши молитвы ежедневно создают новые и новые исправления.