comment
Расскажи нам что полезного ты узнал!
Учись!

О людях и ослах | Беседа по недельной главе. Балак

Шалом! Сегодня у нас глава Балак. Хочу продолжить изучать комментарий Сфорно на Тору, и сегодня я хочу поговорить про тему, которая меня уже несколько лет интересует и я каждый день занимаюсь изучением этой темы - это тема человеческой речи и общения между людьми. И Сфорно, мне кажется, в комментарии на нашу недельную главу раскрывает очень важный аспект того, что такое речь, как она работает и какие-то вещи, которые для нас могут быть актуальны и полезны в нашей жизни.

Для тех, кто не в курсе или кто хочет освежить в памяти - краткое содержание этой главы:

В конце сорока лет странствий еврейсий народ подходит к границам земли Израиля, уже происходит несколько битв, в которых евреи побеждают, и дальше есть народ, который называется Моав, который на самом деле - родственники еврейского народа, потомки Лота - племянника Авраама. Они видят, что евреи продвигаются и захватывают территорию за территорией, и понимают, что надо как-то евреев остановить. Царь Моава, Балак, собственно именем которого названа эта глава, понимает, что обычным конвенциональным способом евреев не остановить. Почему он так решает? Он видит, что предыдущие народы были побеждены, и отправляет посланников к человеку, одному из самых интересных героев в Торе, которого зовут Билам.

В другом месте, не в нашей главе, он называется "колдун Билам" - что-то типа колдуна, который умеет проклинать. Балак просит у Билама проклясть еврейский народ, решая, видимо, что такое проклятие поможет. Почему он приходит к такому странному способу? Может быть, в древнем мире это считалось обычным делом - когда есть война между двумя народами, использовать такие инструменты, как колдовство и проклятия. Балак отправляет к нему посланников, происходит диалог. Билам обращается к Б-гу - он "под-пророк" и обращается к Творцу, к Единому Б-гу, не к идолам.

Очень противоречивая фигура - человек, который явно недостойный, явно злодей, но при этом он как-то общается с Б-гом и Он говорит ему всякие ответы, которые тот дает посланникам. Они очень обтекаемые, как будто бы он праведник - "я не могу ослушаться слов Б-га, что скажет мне Б-г - только это я и буду делать". На словах он вроде бы праведник, при этом он идет и пытается уничтожить целый народ, что, мягко говоря, не является очень праведным действием.

В итоге Билам идет с посланниками Балака, идет проклинать еврейский народ, и по дороге происходит очень странный инцидент. Он садится верхом на свою ослицу, едет на ней, и дальше я прочитаю немного из текста Торы...

Продолжение смотрите в видео!