comment
Расскажи нам что полезного ты узнал!
Мишлей (Притчи) Царя Соломона

Мишлей | Глава 2. Перевод с комментариями

Мишлей | Глава 2. Перевод с комментариями – образовательный портал Ваикра

Изучение книги основано на комментарии МАЛБИМ
https://ru.wikipedia.org/wiki/Малбим

בְּנִי אִם תִּקַּח אֲמָרָי וּמִצְוֹתַי תִּצְפֹּן אִתָּךְ

1. Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе Заповеди мои,

בני אם תקח אמרי - בני תהיה אם תקח אמרי:

(א)

Очень интересный комментарий РАШИ: Бог сказал: Станешь СЫНОМ моим, если примешь слова мои…

В Торе есть Заповеди - это то, что должен делать. И чтобы их делать - их надо знать и помнить. И есть «слова Торы» - это мировозрение Торы. Понимание Торы. Их надо понять и принять. И они формируют мировозрение. Люди, которые приняли Тору всем сердцем (то есть у них нет других мировозрений внутри) - называются Сын Торы (бен Тора). А так как Тора и Бог - это одно целое (Зоhaр) - то и Сын Бога.

Что мы учим отсюда?

  1. Соглашаясь с человеком - ты объединяешься с ним в одно целое. Общее мировозрение - создает единство. Принимая Тору - соединяешься с Богом в одно целое.

Твои личные выводы:

__________________________________________________

לְהַקְשִׁיב לַחָכְמָה אָזְנֶךָ תַּטֶּה לִבְּךָ לַתְּבוּנָה

2. Ухо твое сделаешь внимательным к Божественной Мудрости, наклонишь сердце твое к разумению;

Божественная Мудрость может прийти только от Бога. Через Пророков или Тору. Поэтому её можно только услышать. Об этом сказано «ухо сделаешь внимательным». Разумение (логика) - это уже свойство ума. «Сердце" на языке Mудрецов Торы - это мышление. Поэтому после того, как человек получил Божественную мудрость из Торы - он обдумывает её и делает выводы в "сердце своём".

Что мы учим отсюда?

  1. Изучение и постижение Торы начинается со сбора «аксиом». Главный вопрос, который отличает Мудреца Торы от «знатока» - это «где в Торе написано?».Настоящий Мудрец знает источники. И потом делает свои выводы. Поверхностный «знаток» полон выводов - но не знает ОСНОВ.Я в Торе - очень поверхностный «знаток». У меня много идей «что мы учим отсюда», но мало «аксиом». Поэтому мои уроки просто заставляют задуматься.

Твои личные выводы:

__________________________________________________

כִּי אִם לַבִּינָה תִקְרָא לַתְּבוּנָה תִּתֵּן קוֹלֶךָ

3. Если призовешь логику (детальное понимание) и голос твой подымешь (взывая) к общему пониманию;

Логика (понимание) - это «понимать вещь из вещи». То есть по чуть-чуть вдумываться углубляясь в глубь аспектов мудрости. Разбирая на детали целое и делая выводы.

Например то, что мы делаем в этом комментарии. Это похоже на то, как люди рассматривают большую картину художника и находят на ней различные детали. А потом думают о том, где он мог их видеть. О каких то деталях картины догадываются, что он их видеть не мог, а придумал. Такую логику надо «призывать». Процесс углубленного вдумчивого размышления - надо тренировать. Он называется "фокусировка внимания" и "концентрация внимания".

Общее понимание - это увидеть более глобальную картину. Например, глядя на картину художника подумать о той эпохе, в которую он жил. О его детстве и о том, как сформировался его взгляд на мир.

И почему вообще он эту картину нарисовал? И вообще зачем он художником стал, если рисовать не умеет? Это как общий взгляд. Общий план. Это разница между понятиями: БИНА И ТВУНА.

Что мы учим отсюда?

  1. Каждая часть мироздания - часть чего то большего. Мишлей - часть Торы. Царь Соломон - один из Царей Израиля и Пророков. Каждый Царь - это часть Народа Израиля. Все люди - это потомки Адама. Адам - создан по Образу Бога. А БОГ - это основа и начало всего Мироздания. БОГ ОДИН (ЕДИН)

Твои личные выводы:

__________________________________________________

אִם תְּבַקְשֶׁנָּה כַכָּסֶף וְכַמַּטְמוֹנִים תַּחְפְּשֶׂנָּה

4. Если будешь искать её, как серебро, и разыскивать её, как клад (сокровище),

Серебро (деньги) зарабатывали торговлей или ремеслом. И Царь Соломон говорит, что для того, чтобы получить Божественную Мудрость - надо к ней относиться, как люди к деньгам относятся. Искать и работать целый день. Обменять все вожделения этого мира на знания Торы.

А Тайны Торы - это как сокровища. Их ищут в земле, отправляются в далекие путешествия. Для того, чтобы их найти - надо глубоко вдумываться в Глубины Торы.

Что мы учим отсюда?

  1. В любом деле главный фактор - это мотивация. Если она есть - то можно найти и ресурсы и знания. В изучении или в молитве. В работе или отношениях - мотивация побуждает действовать. А действия дают результаты.

Твои личные выводы:

__________________________________________________

אָז תָּבִין יִרְאַת יְדֹוָד וְדַעַת אֱלֹקִים תִּמְצָא

5. То постигнешь страх пред Господом и обретешь познание (о) Боге.

Божественная Мудрость (Хохма) - принимается человеком через Страх перед Богом. Как написано «начало познания Страх перед Богом». Так как логикой не постигаются Законы, которые Бог вложил, как аксиомы в структуру мироздания.

Что такое добро и что такое зло - это аксиомы, которые Человек не может придумать. Их надо принять от Бога. Через Страх перед Богом человек открывает своё мышление и присоединяется к Богу на уровне чувств. В этот момент для него Божественная Мудрость становится абсолютно реальной. Как будто он её видит или чувствует органами чувств. Это абсолютная Вера и присоединение к Богу. Через Страх.

Дальше человек начинает изучать Божественное Знание и свой Страх перед Богом. И ему начинают открываться Тайны Мироздания. Познание о Боге. Это Тайны Каббалы (Маасе Берейшит и Маасе АМеркава)

Что мы учим отсюда?

  1. Интеллектуальный интерес может и должен вызвать эмоции. Понимание Величия Бога - вызывает страх и трепет перед ним. А страх даёт силу и энергию соблюдать заповеди. Действовать. Вначале заинтересоваться, потом почувствовать и потом изучать и соблюдать.

Твои личные выводы:

__________________________________________________

  • Урок №11, отрывки 1-5:

כִּי יְדֹוָד יִתֵּן חָכְמָה מִפִּיו דַּעַת וּתְבוּנָה

6. И Бог даст Божественную Мудрость (Хохма); из уст Его - познание и разумение;

Мы уже изучали, что Божественная Мудрость может прийти к человеку только из Торы или от Пророков (через Мудрецов Торы). Но если человек ищет близости к Богу, как ищут серебро и сокровища - то Бог может ему открыться (Святой Дух -РУАХ АКОДЕШ). Как открывался Праотцу Аврааму. Как открывался Аризалю или РАМХАЛю.

Знание - ДААТ (через органы чувств) и разумение (через логику) - это то, что зависит от человека. Но если «искать Божественную Мудрость, как серебро и сокровища» - то Бог может открыть человеку и эти две функции на самом высочайшем уровне. Так как и Знание и Разумение и всё в этом мире - от Бога.

Что мы учим отсюда?

  1. Процесс мышления - это самое большое чудо и загадка мироздания. Именно мышление делает человека - ЧЕЛОВЕКОМ. Без этой удивительной функции - мечтать, запоминать, абстрактно мыслить, принимать долгосрочные решения, выдумывать себе проблемы и самому же их решать - человека не было бы.Божественная суть мышления - это единственно возможное объяснение этого явления.

Твои личные выводы:

__________________________________________________

וִצְפֹּן \{יִצְפֹּן\} לַיְשָׁרִים תּוּשִׁיָּה מָגֵן לְהֹלְכֵי תֹם

7. Бог сохраняет для Цадиков (прямых) Своё Влияние (в поколении) и оберегает идущих в чистоте.

Бог подготовил для разных поколений разные явления. Например Исход из Египта произошёл в 26 поколении после Адама (Первого Человека). И Моше Рабейну и Аарон (Цадики в том поколении) были выбраны для реализации Исхода.

Идущие в чистоте (в своих замыслах) - могут не знать дороги. Им могут делать препятствия силы зла. Но Бог охраняет тех, кто поднялся на уровень (идущий в чистоте).

Что мы учим отсюда?

  1. В последние 150 лет произошел технологический прорыв во всех сферах. Атомная энергия и компьютеры, информационные технологии и медицина - всё развивается с невероятной быстротой. Мы живем в эпоху проявления Божественного Света.

Твои личные выводы:

__________________________________________________

  • Урок №12, отрывки 6-7:

לִנְצֹר אָרְחוֹת מִשְׁפָּט וְדֶרֶךְ חֲסִידָו \{חֲסִידָיו\} יִשְׁמֹר

8. Охраняет на тропинках правосудие, и оберегает путь благочестивых своих.

Путь справедливости - это Закон Бога, который передан в Торе. Тропинки справедливости - это в каждом поколении Бог управляет учитывая все нюансы. Хасид (благочестивый) - это тот, кто выполняет Заповеди Бога сверх меры. И Бог с ним также ведёт себя сверх меры.

Что мы учим отсюда?

  1. Только добро и зло остаются неизменными. 10 заповедей как нарушали - так и нарушают. И как были люди благочестивые и праведные, так и остались. В меньшинстве. И злодеи в меньшинстве. А большинство нормальные. В зависимости от ситуации...

Твои личные выводы:

__________________________________________________

אָז תָּבִין צֶדֶק וּמִשְׁפָּט וּמֵישָׁרִים כָּל מַעְגַּל טוֹב

9. Тогда постигнешь ты справедливость и правосудие, и прямые пути, и все окружные пути к добру.

Когда начинаешь искать близость к Богу «как ищут серебро и сокровища», то дополнительно Бог открывает тебе:

  • справедливость (как поступать выше Закона, как Хасиды (благочестивые))
  • правосудие (как поступать по Закону)
  • прямые пути (как находить во всём «золотую середину»)
  • окружные пути к добру (как иногда поступать жестоко и высокомерно - со злодеями, но при этом идти к доброй цели)

Что мы учим отсюда?

  1. Когда начинаешь понимать Божественную суть процессов - открываются многие закономерности. Когда долго наблюдаешь какой-то процесс, то видно, как добро побеждает зло.

Твои личные выводы:

__________________________________________________

  • Урок №13, отрывки 7-9:

כִּי תָבוֹא חָכְמָה בְלִבֶּךָ וְדַעַת לְנַפְשְׁךָ יִנְעָם

10. Когда войдет Божественная Мудрость (Хохма) в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей,

Человек, все стремления которого направлены на постижение Божественной Мудрости - поднимается на ступень, когда всё его «сердце» (автоматическое мышление) - наполнено только Торой. В этот момент для него заканчиваются все сомнения и его «отпускает» злое начало.

Обычно знание о жизни приходит через опыт. Про который говорят «сын ошибок трудных». Знание приходит через кризисы. Но тот, кто стремится к Знанию от Бога (к Торе) - к нему приходит через Божественный Дух. «и будет приятно душе твоей».

Что мы учим отсюда?

  1. Человек «впитывает» ту информацию, которую воспринимает. И если впитывать Тору - то в интеллекте и на душе становится хорошо.

Твои личные выводы:

__________________________________________________

מְזִמָּה תִּשְׁמֹר עָלֶיךָ תְּבוּנָה תִנְצְרֶכָּה

11. Рассудительность будет хранить тебя, логика (сообразительность) – оберегать тебя,

Рассудительность - это глубокие размышления о Божественной Мудрости. И они приводят к тому, что человек перестает ошибаться в Законе Бога.

Логика (сообразительность) - это качество ума, которое вырабатывается во время долгих размышлений. И оно позволяет и в обычной жизни замечать обман и ложь.

Что мы учим отсюда?

  1. Мышление управляется с помощью вопросов (часто неосознаваемых). Поэтому тот, кто спрашивает себя:Как мне приблизиться к Богу? Как мне правильно выполнять его заповеди? Что Бог мне сообщает через события моей жизни и людей? Будет получать соответствующие ответы.

Твои личные выводы:

__________________________________________________

  • Урок №14, отрывки 10-11:

לְהַצִּילְךָ מִדֶּרֶךְ רָע מֵאִישׁ מְדַבֵּר תַּהְפֻּכוֹת

12. Чтобы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего извращенные (вещи);

Изучение Божественной Мудрости не оставляет в сердце места и времени для ЗЛА. А логика позволяет увидеть противоречия в размышлениях и сомнениях злодеев. Как сказано в Пиркей Авот: Знай, что ответить апикойресу (тому кто против Торы).

Что мы учим отсюда?

  1. На белом сильнее видны грязь и пятна. Во время изучения Торы человек становится чище и поэтому ярче замечает любое зло.

Твои личные выводы:

__________________________________________________

הַעֹזְבִים אָרְחוֹת יֹשֶׁר לָלֶכֶת בְּדַרְכֵי חֹשֶׁךְ

13. (От тех), которые оставляют тропинки прямые, чтобы ходить путями тьмы;

Путь - это большая дорога. Магистраль. А тропинки отходят от большой дороги. Тора - это большая дорога. Тот, кто идёт по пути Торы и в тропинках (Заповедях и отношении к людям) будет прямой. Тот, кто оставляет Тору (Свет Божественной Мудрости в своём сердце) и становится Злодеем (по меркам Бога) - тот и в маленьких делах искривляет свою жизнь.

Что мы учим отсюда?

  1. У человека есть глобальные ценности и мелкие принципы и правила. Если он начинает в мелочах обманывать, то это перейдет и на глобальные вопросы. А если он в глобальных обманывает - то он злодей. По поведению в мелочах можно судить о сути человека.

Твои личные выводы:

__________________________________________________

הַשְּׂמֵחִים לַעֲשֹוֹת רָע יָגִילוּ בְּתַהְפֻּכוֹת רָע

14. Что рады делать зло, веселятся злу извращенно;

Есть грешник, который грешит из за вожделений. И когда он грешит - от сожалеет об этом. А есть грешник, который верит в зло. Он отрицает Бога и Тору и Добро. И поэтому, когда он делает зло - он радуется. И когда зло приходит в мир и страдают праведные люди - он тоже радуется. Веселится злу извращенно. Такого грешника может исправить только сильное страдание. И Богу приходится из-за них посылать на мир страдания.

Что мы учим отсюда?

  1. От сотворения мира были зло и убийство. Каин убил Эвеля. Братья продали Йосефа. Если самые лучшие и добрые люди мира могли поступать так - то что говорить о злодеях?Очень важно держаться подальше от таких людей. Фашисты и их прихвостни убили 6 млн евреев и 80 млн было убито всего во Второй Мировой Войне. Вот это природа людей. 20 млн в Первой Мировой Войне (и никто даже не помнит почему она началась). А началась она потому, что в то время большая часть мира забыла про БОГА. Технологическая революция вскружила всем головы. Евреи (народ священников) начали массово отказываться от Служения Богу и соблюдения заповедей. В мире уменьшился резко уровень общей духовности и сразу усилилось зло. Результат - страдания и убийства.

Твои личные выводы:

__________________________________________________

אֲשֶׁר אָרְחֹתֵיהֶם עִקְּשִׁים וּנְלוֹזִים בְּמַעְגְּלוֹתָם

15. Чьи тропинки кривы и (кто) порочны в окружных петляниях своих;

Праведные люди тоже могут идти в обход к своей доброй цели. Например использовать плохие качества характера для добра. Дерзость и гордость, чтобы не поддаваться злодеям. Но цель у них прямая. И дорога Торы тоже прямая. А злодеи идут только путями кривыми и даже на них у них нет прямой цели. Они петляют по своим кривым тропинкам.

לְהַצִּילְךָ מֵאִשָּׁה זָרָה מִנָּכְרִיָּה אֲמָרֶיהָ הֶחֱלִיקָה

16. Чтобы спасти тебя от жены чужой, от чужестранной, чьи речи льстивы,

Здесь говорится о чуждых мировозрениях, убеждениях и ценностях. Есть Тора - Божественное Знание, а есть идолопоклонства и выдуманные разными людьми системы мировозрения.

Если ум человека выстроен Торой, то он легко отличает добро от зла, правду от лжи, реальность от выдуманных историй.

  • Урок №15, отрывки 12-16:

הַעֹזֶבֶת אַלּוּף נְעוּרֶיהָ וְאֶת בְּרִית אֱלֹקֶיהָ שָׁכֵחָה

17. (Которая) оставляет друга юности своей и забыла завет Бога своего;

Бог вывел народ Израиля из Египта и делал для него множество чудес. 10 казней египетских, расступление моря, дарование Торы, 40 лет в пустыне падал ман. Два Храма и 3000 лет истории чудес.

Тот, кто забывает это похож на женщину, которая изменяет мужу.

כִּי שָׁחָה אֶל מָוֶת בֵּיתָהּ וְאֶל רְפָאִים מַעְגְּלֹתֶיהָ

18. Потому что дом ее ведет к смерти! стези ее – к мертвецам;

«Жена чужая» - то есть мировозрение не от Бога, а от грешников, ведёт человека к духовной и физической смерти. Стези - это путь к дому. Даже ты не входишь в это мировозрение, а просто слушаешь и вникаешь в чуждые идеи - это тоже путь к духовной и физической смерти. Потому что любая информация входит в интеллект, как семена и потом прорастает ассоциациями.

כָּל בָּאֶיהָ לֹא יְשׁוּבוּן וְלֹא יַשִּׂיגוּ אָרְחוֹת חַיִּים

19. Никто из входящих к ней не возвращается и не обретают они (вновь) путей жизни;

Тот, кто уходит в идолопоклонство или в философию или в идеологию отрицания Бога - не возвращаются к Богу.

Хотя есть из этого правила и исключения, но правило остаётся правилом. И даже если возвращаются - то не достигают ПУТЕЙ ЖИЗНИ. Мудрецы сказали, что тот, кто возвращается к Богу от идолопоклонства умирает. Чтобы не вернулся к идолопоклонству. Это тоже не 100% правило, но часто так бывает.

לְמַעַן תֵּלֵךְ בְּדֶרֶךְ טוֹבִים וְאָרְחוֹת צַדִּיקִים תִּשְׁמֹר

20. Чтобы ты ходил путем добрых и держался стезей праведников,

Тот, кто изучает Тору и ищет Божественную Мудрость больше, чем серебро и клады - начинает ходить по Путям Добрых людей.

Он становится Добрым и вокруг него собираются добрые люди. Они тянутся к нему. И мир вокруг него наполняется добром. И тогда на частных дорожках, тропинках жизни, в конкретных даже небольших делах - Бог присутствует с ним.

Что значит Пути Добрых? - рассказывается в Талмуде история, как один мудрец Торы нанял рабочих переносить ему бочонки с вином. Они ему разбили один бочонок. Он хотел в возмещение ущерба забрать у них одежду. Но его учитель сказал ему, что он не должен этого делать, потому что написано в Мишлей «Чтобы ходил ты путем добрых». Мудрец вернул им одежду. Тогда рабочие ему сказали: Заплати нам еще за работу. Мы же работали целый день. Он ответил, что не должен им ничего, так как они принесли ему ущерб и должны заплатить за разбитый бочонок вина. Но его Учитель сказал: написано в Мишлей, чтобы ты «держался путей праведников» - поэтому заплати им. Он заплатил.

А что он получил? Бог делал потом для него множество чудес. Потому что он поступал с людьми сверх закона и с НЕБЕС ему помогали СВЕРХ законов природы!

כִּי יְשָׁרִים יִשְׁכְּנוּ אָרֶץ וּתְמִימִים יִוָּתְרוּ בָהּ

21. Потому что прямые будут обитать на земле и беспорочные останутся на ней;

Есть разница между прямыми и беспорочными. Прямые - это те, кто в каждой ситуации находят «золотую середину» между добром и злом. Беспорочные - это те, в ком вообще нет зла. Их «природа» полностью подчинена Богу без малейшего изъяна. Поэтому в любой ситуации они остаются беспорочными.

וּרְשָׁעִים מֵאֶרֶץ יִכָּרֵתוּ וּבוֹגְדִים יִסְּחוּ מִמֶּנָּה

22. А злодеи будут истреблены с земли, и отступники (предатели) искоренены из нее.

Здесь объяснена разница между полными злодеями (напротив беспорочных) и отступники (предатели) - напротив прямых.

Злодеи будут полностью истреблены. Навечно. И из этого мира и из мира грядущего. А Беспорочные останутся навечно.

Отступники (предатели) - это те, кто отходят иногда от Веры в Бога и исполнения заповедей. Они будут через какое- то время искоренены из реальности. Напротив них - ПРЯМЫЕ. Которые выбирают серединный путь между абсолютным добром и злом. Золотая середина - это всё таки не АБСОЛЮТНОЕ ДОБРО.

  • Урок №16, отрывки 17-22:

Подписывайся!

Дорогие друзья!

Подпишитесь на рассылку VAIKRA в WhatsApp , чтобы быть в курсе всех событий проекта!

1.

"В этом весь человек. Коэлет."- мудрость царя Соломона доступным языком в изложении Ицхака Пинтосевича!

2.

"Четыре годовых кольца" - взгляд с нового ракурса на недельные главы Торы от умудрённого жизненным опытом гроссмейстера по шахматам из США Арье Юдасина!

3.

"От моря Суф до Машиаха" - исследование еврейского самопожертвования в жизни Элимелеха из Бейт-Лехема Йегудейского и его семьи, подготовленное специально для вас р. Йосефом Скляром!

4.

"Месилат Йешарим" - глубокий и поучительный труд великого каббалиста Рамхаля, который не нуждается в представлении!

Подписаться

Или напишите в WhatsApp слово ВАИКРА на номер +972584198916 (Яков)!

Ваикра - кладезь мудрости, которая всегда с тобой!