comment
Расскажи нам что полезного ты узнал!
Учись!

Законы изучения Торы (по Рамбаму) | Глава 7, Мишна 6-10

Приятного времени суток! Мы продолжаем погружаться в законы изучения Торы из Рамбама, и сейчас у нас шестой закон седьмой главы законов изучения Торы из Рамбама. Вся эта глава занимается законами херема и нидуя. Херем - это полноценное, полное отлучение; нидуй - это предупредительное отлучения. В прошлых законах были грани между этим - как они различаются, и какие ограничения вносит одно отлучение и другое. Итак:

Тому, кто находится в состоянии "нидуй" тридцать дней и не просит простить его, объявляют "нидуй" вторично; если же и следующие тридцать дней он не просил прощения - накладывают на него "херем".

Тот, на кого наложили отлучение нидуй и он находится в нем тридцать дней и не просил, чтобы его освободили (это перевод, а по смыслу имеется в виду, что он не исправил свое поведение, не перестал делать то, за что его постигла эта кара) - он отправляется в нидуй второй раз, повторно, еще на 30 дней. Как мы понимаем между ними разницу? Херем - это глобально, полноценно. Нидуй - это временно, на 30 дней. И когда он снова не исправил то, за что его отлучили, и по сроку, который ему выделили, он тоже не исправился - тогда отлучение переходит в следующую фазу, в фазу херем. Это уже тяжелое, полноценное отлучение.

Следующий закон:

Отменить "нидуй" или "херем" могут три еврея, даже не мудрецы; а профессиональный судья может отменить "нидуй" один. Также ученик имеет право отменить "нидуй" или "херем", даже вместо своего рава.

А как освобождают от всей этой истории? Как из нее выходят? Сколько нужно человек, чтобы освободить человека от херема или от нидуя? Кстати, здесь в них нет различия, ни в хереме, ни в нидуе - они здесь равны. Рамбам пишет, что человека можно освободить от херема или нидуя в присутствии трех людей - даже простых, они не должны быть раввины или мудрецы, какие-то образованные люди, а просто три простых человека. То есть, как можно больше всегда остается путей, открытых человеку, чтобы он мог вернуться.

А один образованный (как раввин) - он освобождает от нидуя. И интересно - ученик, даже в присутствии своего рава (учителя), может снимать нидуй или херем. Обычно во всех вещах ученик ничего не имеет права делать в присутствии своего учителя, потому что он тем самым как бы подрывает почет, авторитет, статус, вес своего учителя, показывая, что он "сам с усами". А в этой сфере даже в присутствии рава он может это делать...

Продолжение смотрите в видео!

Дорогие друзья!

Подпишитесь на рассылку VAIKRA в WhatsApp , чтобы быть в курсе всех событий проекта!

1.

"В этом весь человек. Коэлет."- мудрость царя Соломона доступным языком в изложении Ицхака Пинтосевича!

2.

"Четыре годовых кольца" - взгляд с нового ракурса на недельные главы Торы от умудрённого жизненным опытом гроссмейстера по шахматам из США Арье Юдасина!

3.

"От моря Суф до Машиаха" - исследование еврейского самопожертвования в жизни Элимелеха из Бейт-Лехема Йегудейского и его семьи, подготовленное специально для вас р. Йосефом Скляром!

4.

"Месилат Йешарим" - глубокий и поучительный труд великого каббалиста Рамхаля, который не нуждается в представлении!

Подписаться

Или напишите в WhatsApp слово ВАИКРА на номер +972584198916 (Яков)!

Ваикра - кладезь мудрости, которая всегда с тобой!