7 советов от рабби Акивы - Александр-Цви Сыпков - на образовательном портале Ваикра.
Рубрики

7 советов от рабби Акивы

Хочу поделиться с вами семью полезными советами от рабби Акивы из трактата Псахим:

ת»ר שבעה דברים צוה ר»ע את רבי יהושע בנו בני אל תשב בגובהה של עיר ותשנה

Учили наши учителя: семь вещей заповедал рабби Акива рабби Йошуа, сыну своему:

1) Сын мой! Не сиди на вершине города и не учись (там).

РаШИ поясняет, что «вершина города» — это самое проходное место. Так что сидеть и учиться там, где все ходят и отвлекают, крайне неудобно. Видимо поэтому в конце первого перека трактата Бейца говорится о бейт мидрашах, которые располагались за городом — в тихом месте учеба шла продуктивнее.

ואל תדור בעיר שראשיה תלמידי חכמים

2) И не поселяйся в городе, который возглавляют ученики мудрецов (Торы).

Подпишитесь на рассылку платформы VAIKRA и получайте самые интересные уроки с сайта на E-mail, What's App или Telegram
Всем подписчикам в подарок 4 уникальные книги!

Представляете, чем больше человек сведущ в Торе, тем меньше шансов на благополучие у города, который он возглавляет. РаШИ объясняет эти слова тем, что ученые в Торе люди будут заниматься учебой и пренебрегать нуждами общества. В общем, если на выборах у кандидата в биографии написано «успешно закончил обучение в ешиве», то голосовать за него крайне нежелательно.

ואל תכנס לביתך פתאום כ»ש לבית חבירך

3) И не входи в дом твой внезапно, тем более в дом товарища твоего.

РаШБаМ, например, советует перед тем, как зайти — известить голосом. Типа, «Я уже дома! Ау!» или «Это я! Я уже пришел!». Это поможет избежать множества неловких ситуаций, когда при внезапном появлении в гостях у товарища можно застать хозяина в непотребном виде. В наше время, можно сначала позвонить.

ואל תמנע מנעלים מרגליך

4) И не удерживай от обуви ноги твои.

Ну, тут все просто. Это значит, что запрещено ходить босиком. И даже больше — запрещено не иметь обувь. И даже в трактате Шаббат (129 лист) написано, что нужно продать все что угодно из имущества, но купить себе хорошую обувь.

השכם ואכול בקיץ מפני החמה ובחורף מפני הצינה

5) (Вставай) рано и ешь: летом из-за жары, зимой из-за холода.

Тут тоже ясно: без еды человеческий организм долго не протянет, а летом из-за жары аппетит снижается. Значит, надо есть пораньше, когда не особо жарко, а зимой еда поможет не замерзнуть. Вывод довольно прост — нужно кушать, когда это надо.

ועשה שבתך חול ואל תצטרך לבריות

6) Сделай шаббат твой буднями, (чтобы) не зависеть тебе от людей.

Лучше всех эти слова объясняет РаМБаМ: «Пусть стерпит человек любое стеснение, но не обращается к людям за помощью, не обременяет общество. И так постановили мудрецы: „Сделай Субботу свою будним днем, но не обращайся к людям за помощью“. И если мудрец и почтенный человек беден, пусть лучше займется ремеслом и даже самым презренным, но не нуждается в людях. Лучше сдирать кожи павших животных, чем обращаться к народу: „Я великий мудрец, я коэн, содержите меня“. Величайшие из мудрецов работали дровосеками, водоносами и не обращались к общине и не брали их подаяние, лишь бы не быть в тягость обществу». И еще одно важное замечание — не воспринимайте буквально слова “Субботу свою будним днем”. На самом деле мудрецы имели в виду следующее: если небедный человек должен прекращать работу до полудня, а с полудня готовится к шаббату, то бедняк должен работать и после полудня, но до наступления шаббата работу он свою должен закончить в любом случае.

והוי משתדל עם אדם שהשעה משחקת לו

7) И будь приближен к человеку, которому улыбается удача.

Для того, чтобы понять, что нужно делать, нужно обратиться к разъяснениям, данным равом Папой:

אמר רב פפא לא למיזבן מיניה ולא לזבוני ליה אלא למעבד שותפות בהדיה

Сказал рав Папа: Не (значит это, что нужно) покупать у него (что-либо), и не(значит это, что нужно) продавать ему (что-либо), а только (значит это, что нужно) вступить непосредственно с ним в партнерство.

А рав Шмуэль бар Йцхах считает, что даже торговля с успешным человеком приносит успех. А если торговать нечем, то попросите у него мелкую монету просто так:

והשתא דאמר רב שמואל בר יצחק מאי דכתיב {איוב א-י} מעשה ידיו ברכת כל הנוטל פרוטה מאיוב מתברך אפילו למיזבן מיניה ולזבוני ליה שפיר דמי

А затем сказал рав Шмуэль бар Йцхак: «Как написано — «Дело рук его благословил Ты» (Йов 1, 10). (Это значит, что) всякий, получивший пруту от Йова, был благословлен, даже покупать от него и продавать ему — тоже хорошо.»

Надеюсь, советы вам пригодятся.

Этот материал – личное мнение автора. Редакция не несет за него ответственность.

Не пропускай самые интересные публикации для духовного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.

Александр-Цви Сыпков

Изучаю Талмуд в саратовской синагоге на ул. Посадского.
Темы, которыми мне интересно поделиться - это кашрут и сгулот, а также необычные места в святых книгах.