Новый Цикл Изучения Мишлей (Притчей Царя Соломона) | Урок 11. Глава 2, отрывки 1-5
Перевод 2 главы с комментариями:
https://vaikra.com/mishley-glava-2-perevod-s-kommentariyami/
בְּנִי אִם תִּקַּח אֲמָרָי וּמִצְוֹתַי תִּצְפֹּן אִתָּךְ
1. Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе Заповеди мои,
בני אם תקח אמרי — בני תהיה אם תקח אמרי:
(א)
Очень интересный комментарий РАШИ: Бог сказал: Станешь СЫНОМ моим, если примешь слова мои…
В Торе есть Заповеди — это то, что должен делать. И чтобы их делать — их надо знать и помнить. И есть «слова Торы» — это мировозрение Торы. Понимание Торы. Их надо понять и принять. И они формируют мировозрение. Люди, которые приняли Тору всем сердцем (то есть у них нет других мировозрений внутри) — называются Сын Торы (бен Тора). А так как Тора и Бог — это одно целое (Зоhaр) — то и Сын Бога.
Что мы учим отсюда?
- Соглашаясь с человеком — ты объединяешься с ним в одно целое. Общее мировозрение — создает единство. Принимая Тору — соединяешься с Богом в одно целое.
Твои личные выводы:
__________________________________________________
לְהַקְשִׁיב לַחָכְמָה אָזְנֶךָ תַּטֶּה לִבְּךָ לַתְּבוּנָה
2. Ухо твое сделаешь внимательным к Божественной Мудрости, наклонишь сердце твое к разумению;
Божественная Мудрость может прийти только от Бога. Через Пророков или Тору. Поэтому её можно только услышать. Об этом сказано «ухо сделаешь внимательным». Разумение (логика) — это уже свойство ума. «Сердце» на языке Mудрецов Торы — это мышление. Поэтому после того, как человек получил Божественную мудрость из Торы — он обдумывает её и делает выводы в «сердце своём».
Что мы учим отсюда?
- Изучение и постижение Торы начинается со сбора «аксиом». Главный вопрос, который отличает Мудреца Торы от «знатока» — это «где в Торе написано?».Настоящий Мудрец знает источники. И потом делает свои выводы. Поверхностный «знаток» полон выводов — но не знает ОСНОВ.Я в Торе — очень поверхностный «знаток». У меня много идей «что мы учим отсюда», но мало «аксиом». Поэтому мои уроки просто заставляют задуматься.
Твои личные выводы:
__________________________________________________
כִּי אִם לַבִּינָה תִקְרָא לַתְּבוּנָה תִּתֵּן קוֹלֶךָ
3. Если призовешь логику (детальное понимание) и голос твой подымешь (взывая) к общему пониманию;
Логика (понимание) — это «понимать вещь из вещи». То есть по чуть-чуть вдумываться углубляясь в глубь аспектов мудрости. Разбирая на детали целое и делая выводы.
Например то, что мы делаем в этом комментарии. Это похоже на то, как люди рассматривают большую картину художника и находят на ней различные детали. А потом думают о том, где он мог их видеть. О каких то деталях картины догадываются, что он их видеть не мог, а придумал. Такую логику надо «призывать». Процесс углубленного вдумчивого размышления — надо тренировать. Он называется «фокусировка внимания» и «концентрация внимания».
Общее понимание — это увидеть более глобальную картину. Например, глядя на картину художника подумать о той эпохе, в которую он жил. О его детстве и о том, как сформировался его взгляд на мир.
И почему вообще он эту картину нарисовал? И вообще зачем он художником стал, если рисовать не умеет? Это как общий взгляд. Общий план. Это разница между понятиями: БИНА И ТВУНА.
Что мы учим отсюда?
- Каждая часть мироздания — часть чего то большего. Мишлей — часть Торы. Царь Соломон — один из Царей Израиля и Пророков. Каждый Царь — это часть Народа Израиля. Все люди — это потомки Адама. Адам — создан по Образу Бога. А БОГ — это основа и начало всего Мироздания. БОГ ОДИН (ЕДИН)
Твои личные выводы:
__________________________________________________
אִם תְּבַקְשֶׁנָּה כַכָּסֶף וְכַמַּטְמוֹנִים תַּחְפְּשֶׂנָּה
4. Если будешь искать её, как серебро, и разыскивать её, как клад (сокровище),
Серебро (деньги) зарабатывали торговлей или ремеслом. И Царь Соломон говорит, что для того, чтобы получить Божественную Мудрость — надо к ней относиться, как люди к деньгам относятся. Искать и работать целый день. Обменять все вожделения этого мира на знания Торы.
А Тайны Торы — это как сокровища. Их ищут в земле, отправляются в далекие путешествия. Для того, чтобы их найти — надо глубоко вдумываться в Глубины Торы.
Что мы учим отсюда?
- В любом деле главный фактор — это мотивация. Если она есть — то можно найти и ресурсы и знания. В изучении или в молитве. В работе или отношениях — мотивация побуждает действовать. А действия дают результаты.
Твои личные выводы:
__________________________________________________
אָז תָּבִין יִרְאַת יְדֹוָד וְדַעַת אֱלֹקִים תִּמְצָא
5. То постигнешь страх пред Господом и обретешь познание (о) Боге.
Божественная Мудрость (Хохма) — принимается человеком через Страх перед Богом. Как написано «начало познания Страх перед Богом». Так как логикой не постигаются Законы, которые Бог вложил, как аксиомы в структуру мироздания.
Что такое добро и что такое зло — это аксиомы, которые Человек не может придумать. Их надо принять от Бога. Через Страх перед Богом человек открывает своё мышление и присоединяется к Богу на уровне чувств. В этот момент для него Божественная Мудрость становится абсолютно реальной. Как будто он её видит или чувствует органами чувств. Это абсолютная Вера и присоединение к Богу. Через Страх.
Дальше человек начинает изучать Божественное Знание и свой Страх перед Богом. И ему начинают открываться Тайны Мироздания. Познание о Боге. Это Тайны Каббалы (Маасе Берейшит и Маасе АМеркава)
Что мы учим отсюда?
- Интеллектуальный интерес может и должен вызвать эмоции. Понимание Величия Бога — вызывает страх и трепет перед ним. А страх даёт силу и энергию соблюдать заповеди. Действовать. Вначале заинтересоваться, потом почувствовать и потом изучать и соблюдать.
Твои личные выводы:
__________________________________________________
Смотрите также:
- Мишлей (Притчи Царя Соломона) | Урок 10. Глава 1, отрывки 28-33