Поделиться

​Субботний стол. Практическое руководство по организации субботней трапезы вместе с детьми | Часть 5

21. Без остановок!

Есть такая заповедь – вернуть хозяину потерянную им вещь. «Если ты видишь быка твоего брата или его ягненка заблудившимися, ты не можешь отвернуться от них; возврати их твоему брату».

Но если нашедшему согласно его высокому положению не подобает возиться с такими вещами, его освободили от этой заповеди. «Иногда ты можешь отвернуться», — сказано об этом в Талмуде.

И это выражение давно стало крылатым: «Иногда ты можешь отвернуться». Иногда нужно не обратить внимания, не реагировать.

И мы тоже возьмем себе это за правило, тоже попробуем не обращать внимания на некоторые вещи. Общая идея: трапеза должна продолжаться, не останавливаясь!

Сразу же начинаем субботние песни: «Шолойм алейхем» и «Эйшес хаиль», а затем – сразу Кидуш. Не задерживаемся для замечаний: «Сядь прямо! Прекрати качаться на стуле! Положи ложку! Оставь салфетки, что ты их гладишь? Почему ты поешь так тихо?».

Практика показывает, что за первым блюдом дети успокаиваются. Им становится хорошо, «страждущая душа насыщается». Всё начинает идти по-другому.

Главный практический принцип: Двигаться дальше, без остановок.

22. С удовольствием проводит время с детьми и домочадцами

Задумаемся над словами Тоно де-вей Элиягу (глава 1): ««Дни, когда будут сотворены, и мне – один из них (Теилим)» — это день шаббоса. Что это значит? Человек работает все шесть дней и отдыхает в седьмой, с удовольствием проводит время с детьми и домочадцами. Человек работает все шесть дней и отдыхает в седьмой день, забывая все беды, которые с ним приключились…».

«С удовольствием проводит время с детьми и домочадцами: В шаббос нужно особенно внимательно следить за тем, чтобы не показывать никакого раздражения и уныния, Б-же упаси, а всегда пренебрегать тем, что рассердило или расстроило. Так человек удостоится прощения грехов и света шаббоса» (Тувей Хаим).

Обратите внимание на это выражение: «С удовольствием проводит время с детьми и домочадцами». Их общество доставляет вам удовольствие.

В Мидраше сказано: «Поэтому благословил Б-г день шаббоса и освятил его: Он благословил его выражением лица человека, и освятил его выражением лица человека. Выражение лица человека в рабочие дни не похоже на шаббос».

В шаббос человек благословлен особенным, субботним выражением лица. Его лицо сияет, терпение его не сравнить с прежним, он ко всему подходит по-другому, на всё смотрит по-новому.

В шаббос человек не должен быстро поддаваться гневу. Он должен получать удовольствие от общения с детьми и следить, чтобы они видели только его радостное лицо. Поясним немного:

Часто бывает, что во время шаббатней трапезы родители замечают, что дети ведут себя за столом не так, как родителям хотелось бы. Природная склонность требует сразу же отреагировать, исправить то, что должно быть исправлено. Ребенка нужно упрекнуть и наставить на правильный путь, «здесь и сейчас».

Бывает так, что наша единственная возможность встретиться с детьми – за субботним столом. В рабочие дни, когда у нас забот выше головы, мы изо всех сил стараемся не выбиться из ритма.

Когда ребенок рассказывает что-то, мы в лучшем случае слушаем краем уха.

Непреложный, хотя и непонятно откуда взявшийся, закон: Телефонные звонки проходят вне очереди!

Даже если мы заняты чем-то важным, принимаем почетных гостей или закрылись в «четырех амойс Алохи», всё равно, — когда звонит телефон, мы бросаем всё, чтобы выслушать, что он имеет нам сказать.

У телефона всегда право первородства: «Твоё, телефон, величие, и мощь, и…». А уж у мобильного телефона, требовательно трезвонящего, — тем более!

Кого волнует детский рассказ в такое время? Каждый случайный звонок разрывает этот рассказ на части.

Один ребенок очень хорошо это выразил: «Жалко, что нельзя прийти домой по телефону…».

Но теперь-то мы дождались дня, в который «голубь обрел покой» и в который неугомонные средства связи тоже исполняют заповедь «дать отдых инструментам». И если мы в такой день, в такой момент, превратим встречу с нашими детьми в строгий суд, мы своими руками уничтожим последние остатки покоя и радости, которые еще у нас сохранились. Пренебрежем драгоценной возможностью установить постоянную связь с нашими детьми. Добьемся только того, что наши дети начнут отдаляться от нас.

И здесь самое время спросить: а куда они пойдут в поисках тех, кто их послушает? И кто это будет? [Этот вопрос – как будто удар под дых. Я желаю, чтобы вам никогда не пришлось искать на него ответа].

Сделайте всё для того, чтобы эта ваша встреча с детьми была настолько приятной, насколько только возможно. Критику отложите на другое время – не говоря, разумеется, об исключительных случаях, когда мы обязаны отреагировать.

В качестве указующей стрелки возьмем слова Мидраша: «Получать удовольствие от общения с детьми и домочадцами». Только удовольствие, только радостное выражение лица. Гнев и напряжение отставим в сторону. Воспользуемся возможностью выстроить глубокую связь с детьми за субботним столом.

Те, кто воспользовались этим советом, рассказывают о своем удовлетворении, о том, что смогли добиться впечатляющих изменений. И из Талмуд-Торы тоже стали приходить сообщения об изменениях к лучшему в поведении и в учебе.

23. Дабы рассказал ты…

У лектора в сумке непременно лежит такое знание: «Не рассуждение важно, а то, что на самом деле происходит». Если у тебя на складе хранится хорошая лекция – присоедини к ней «то, что произошло на самом деле» — рассказ.

Когда начинают с «того, что случилось в…», ушки настораживаются.

Рассказ присоединяет к происходящему, мобилизует внимание слушателя, приглашает его в волшебное путешествие.

Он может разъяснить сказанное. «Даже если все мы мудры, все мы разумны, заповедь требует от нас рассказывать…».

Нужно заранее приготовить рассказ, из которого можно извлечь урок. Когда урок переплетен с нитями сюжета, гораздо легче идентифицироваться с ним и воспринять его, а естественное противодействие критике снижается. «Не рассуждение важно, а рассказ»…

По природе своей, человек не так уж любит слушать лекции. Тем более – если ему указывают на то, что он должен исправить, если «рассуждение» превращается в «требование»…

Рассказ успокаивает атмосферу, пробуждает симпатию к рассказчику и, разумеется, помогает унять постоянные перешептывания, характерное даже для мужчин, которые, в общем-то, не так склонны трепать языком, как женщины…

Когда начинается рассказ, посторонние разговоры затихают, публика готова слушать, внимательно и сосредоточенно.

24. Как приготовить рассказ

Но как только мы доходим до рассказа, неожиданно «источник пересыхает», как-то вдруг всё забывается и ничего интересного в голову не приходит.

Успокойтесь, вы не исключение. Вероятнее всего, у большинства людей тоже нет в кармане рассказов на все случаи жизни, которые можно было бы сразу вынуть и предъявить.

«И будет в шестой день, и приготовят…». Не забудем добавить к нашей подготовке к шаббосу еще один важнейший пункт: приготовить рассказ.

Если ожидаются почетные гости, например, родители мужа, хозяйке дома и в голову не придет открыть какие-нибудь консервы, быстренько что-то сымпровизировать – типа, «и так сойдет». Она будет готовиться к их визиту, как положено, заранее, и приготовит такие блюда, которые не стыдно будет подать гостям. «Лебедей, перепелов и рыбу…».

То же самое – рассказ и рассуждение о Торе за субботним столом. Они не получаются «сами собой». Их нужно приготовить тщательно и заранее.

Несомненно, у вас дома живут книги с рассказами и идеями, которые можно использовать, и огромный выбор таких книг есть в магазинах. Нужно посвятить этому время и размышления еще до шаббоса, даже в среду и в четверг, и придумать, какой же урок вы захотите преподать.

25. Как преподнести рассказ?

Рассказывать нужно не торопясь и с подробностями. Подчеркивать детали, заострять те моменты, которые требуют размышлений и через которые мы сможем преподать ценный урок, иногда косвенным путем. Важно преподнеси рассказ так, чтобы он был захватывающим.

Поверхностному взгляду представляется, что рассказы с моралью – это только рассказы о великих людях Израиля, светочах народа. Однако на самом деле это не так.

Когда рассказывают о том, как человек ищет свое место в обществе; о том, как удалось избежать спора между конкурирующими группами; об испытаниях, связанных с завистью и затаиванием злобы, которые ребенок выдержал с поразительным мужеством; о том, как ребенок был унижен, слышал, как его оскорбляют, и промолчал, хотя ему было что ответить и хотя дурное побуждение нашептывало ему: «Заповедь требует ответить, об этом даже стихи в Торе есть: «Ответь глупцу согласно его глупости», «Знай, что ответишь…»». Но он из скромности, чтобы не обидеть других, выполнил требование стиха: «Смолчи ради Вс-вышнего и надейся на Него»… Всё это – тоже рассказы о праведниках! «И твой народ – все праведники»! С героями такого рассказа вашим детям будет очень просто идентифицироваться: ведь они живут в мире, который ребенку знаком.

Обратите внимание! Иногда рассказывают о великом, но рассказ действует как раз противоположно задуманному и отдаляет, вместо того, чтобы приблизить.

Например: в рассказе речь идет о великом человеке, который изучал Тору необычайно прилежно, никогда не прерываясь, сокращал время еды, а все свои деньги раздавал бедным.

Этот рассказ вызывает восхищение. Но вместе с ним он пробуждает еще и неясное ощущение отчаяния:

«Никогда мне не стать настоящим мудрецом Торы! Нет ни малейшего шанса. Мне, бывает, хочется поесть, и обойтись без сна я не могу. Я люблю играть с друзьями, и мне хочется сохранить свои деньги – подарок на Хануку – и купить на них что-нибудь хорошее. Похоже, учить Тору – это не для меня…»

Как же сделать так, чтобы этого чувства не возникло?

Продолжение следует…

Автор: Рав Довид Файерман
Пересказал Александр Кутуков

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com