Написано в нашей недельной главе: «Тот, кто ударит человека так, что он умрет, да будет предан смерти» (Шемот, гл. 21, ст. 12).
Мы видим, что здесь в Торе дается закон, согласно которому наказание за убийство — смерть.
Самое первое убийство в истории человечества совершил Каин. Он убил своего родного брата Эвеля. Как сказано: «И восстал Каин на Эвеля, брата своего, и убил его» (Берешит, гл. 4, ст. 8 ).
Частичка души Эвеля в результате гильгуля (реинкарнации) досталась Моше Рабейну. А часть души Каина попала египтянину. Тому египтянину, что избивал еврея, надругавшись накануне над его женой.
Моше, став свидетелем злодейства, не прошел мимо. Но, как написано — «оглянулся туда и сюда, увидел, что нет никого, и убил египтянина» (Шемот, гл. 2, ст. 12).
Встреча Моше и египтянина была неизбежна, так же, как и ее исход. Это было предрешено историей. Особая связь, протянувшаяся из глубины веков, из юности мира — вела их навстречу друг другу. И они не могли разминуться. Намек на это в Торе прочитывается в том, что гематрия (числовое значение) слова «египтянин» (в оригинале — hа-мицри) в точности соответствует гематрии имени Моше. Потому что когда-то они были братьями, были равными.
И еще. Египтянин назван в Торе — «иш», что есть — «человек» (там же, ст. 11). И это неспроста. Этим словом «иш» Хава назвала своего новорожденного сына Каина. И в Торе об этом читаем: «Обрела я человека (иш)» (Берешит, гл. 4, ст. 1).
Спустя столетия Каин и Эвель встретились снова, чтобы исправить преступление, совершенное на заре мировой истории. Поэтому в том, что Моше убил египтянина, прочитывается и другое — вместе с египтянином Моше (Эвель) умертвил Каина.
Но на этом история противостояния братьев не закончилась. Вскоре частица души Каина появилась в нашем мире вновь. На этот раз — в Корахе.
Корах, по примеру Каина, сам восстает против Моше.
Об убийстве Эвеля в Торе читаем: «Восстал Каин на Эвеля… и убил его» (Берешит, гл. 4, ст. 8 ).
Корах идет дальше «предшественника — он стремится восстать против Моше и других евреев. И преуспевает в этом. Только исход их противостояния для Кораха был неожиданным и катастрофичным. Провалившись в глубины земли, той самой, которую он когда-то обрабатывал (мы помним, что Каин был земледельцем), Каин проиграл во второй раз, теперь уже — окончательно.
Так было исправлено злодеяние — первое убийство в истории рода людского.
Еще раз, с большим вниманием, прочтем формулировку закона об убийце: «Да будет он предан смерти». В оригинале в этой фразе всего два слова — «мот юмат». Или даже — одно, удвоенное. Ибо это — две формы слова, обозначающего смерть.
Это — намек на две смерти Каина: в облике египтянина и облике Кораха.
на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)