Глава Микец начинается с описания сновидений Паро (фараона, египетского царя). Как сказано: «И снилось фараону…» (Берешит, гл. 41, ст. 1).
Разбор и анализ сновидений занимают важное место в нашей традиции. Описания снов самых разных людей встречаются и в Письменной Торе, и в Танахе, и в Талмуде (в трактате Берахот, например, немало страниц посвящено объяснению сновидений).
Мы знаем о сне Яакова и снах фараона, до нас дошли описания сновидений Йосефа и царя Шломо, и даже вавилонского правителя Навуходнецара. И все эти сны отличаются друг от друга, все они — разные.
Наш праотец Яаков видел во сне малахим (мн. ч. от слова «малах» — в условном переводе «ангел»). Фараону снились колосья, коровы разной упитанности. В сновидении Йосефа ему поклонились солнце, луна и звезды…
В трактате Берахот (лист 55) раби Шмуэль бар Нахмани (Эрец Исраэль, начало 4-го века) отмечает, что во сне человеку показывают то, что у него на сердце.
Ночью во сне человек видит то, о чем он думал днем, — разъясняет слова раби Шмуэля бар Нахмани в своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век).
Таким образом, малахим Яакова, свидетельствуют о его погруженности в духовность, в высшие сферы. А фараоновы коровы, тучные и худые, показывают — приземленность египетского правителя. Все его думы беспросветно сосредоточены только на материальном. Сильное стремление завладеть всеми богатствами земли и наполнило его сон коровами.
Но о чем размышлял в своем сердце Йосеф? Какими мечтами сгенерирован его сон?
В то время, когда люди поклонялись стихиям, Йосеф считал, что человек должен поставить их себе на службу. Ведь мир создан ради человека. Поэтому нужно не поклоняться солнцу, но — использовать его энергию.
Интересно, что люди лишь недавно додумались до того, о чем размышлял Йосеф тысячи лет назад, будучи подростком.
на основе комментария рава Шломо Хаймана
(глава йешивы «Тора ве-Даат», Литва – США, 1891-1944 гг.)