Ицхак и Ривка молились Всевышнему о потомстве, потому что у них не было детей. И в тексте Торы об этом сказано: «И молил Ицхак Всевышнего в присутствии жены своей» (Берешит, гл. 25, ст. 21).
В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 63) Учителя уточняют, что Ицхак стоял и молился в одном углу, а Ривка — в другом.
Далее читаем: «И внял его молитве Творец, и зачала Ривка жена его» (Берешит, гл. 25, ст. 21).
В своем комментарии к этому фрагменту Раши подчеркивает, что, несмотря на то, что молились оба, и Ицхак и Ривка, именно молитва Ицхака была принята.
Интересное дело! Ицхак молится, чтобы Ривка зачала, Ривка молится о том же. И вот, в конце концов — у нее будет ребенок. Благодаря молитве Ицхака, — уточняет Раши.
Но как же так?
Ривка была бесплодна и молилась о потомстве. И вот, она — ждет ребенка.
Откуда же это утверждение, что ее молитва не была услышана? Разве не о ребенке она молилась?
В Талмуде (трактат Йевамот, лист 64) сказано, что молитва праведника, у которого и отец — праведник, не равноценна молитве праведника, потомка злодея.
Похоже, это как раз наш случай.
Ицхак был праведником, сыном праведника Авраама. А праведная Ривка происходила от злодея Бетуэля.
Так чем отличались их молитвы, молитвы Ицхака и Ривки?
Написано в главе Ваэтханан, что Всевышний карает детей за вину отцов — до третьего и до четвертого поколения. При условии, конечно, что они повторяют «плохие» поступки отцов (Дварим, гл. 5, ст. 9).
Ривке, понятное дело, не хотелось одной, пусть и в потенциале, нести на себе всю тяжесть ответственности за поступки своего «знаменитого» папочки. Когда потенциал наказания распределяется между тремя-четырьмя поколениями — это, согласитесь, совсем другой расклад.
Поэтому Ривка молилась не только о детях, но и — о внуках и правнуках. Чтобы и они взяли на себя часть этой ответственности.
У Ицхака же такой проблемы не было. Ведь он был сыном праведника./
Поэтому Ицхак молился только о детях.
Теперь мы видим, что молитва Ицхака была исполнена полностью. А Ривки — лишь частично. Поскольку ни внуков, ни тем более правнуков у нее на тот момент еще не было.
Поэтому и сказано в Торе, а Раши подчеркнул это — что Всевышний внял молитве Ицхака, а не Ривки.
Почему?
Потому что отличается молитва праведника, у которого и отец был праведником, от молитвы праведника в первом поколении.
на основе комментария рава Арье Лейба
(глава раввинского суда Львова и Амстердама, 1690-1755 гг.)