Рав Шломо Карлебах, известный еврейский композитор, однажды молился в синагоге в Южной Африке. К его удивлению, кантор вел молитву ужасно, с трудом выговаривал слова и сбивался с мелодий. Почему в такой уважаемой синагоге поёт такой непрофессиональный кантор? Наверняка, он — хороший спонсор, и ему оказывают честь, давая роль кантора. Это немыслимо! Почему всем правят деньги?
После молитвы рав Шломо аккуратно поинтересовался у раввина синагоги, почему именно этот кантор ведет здесь молитвы. Раввин тяжело вздохнул: «До Катастрофы он был превосходным кантором, его молитвы запоминались людям на многие годы. Нацисты, зная о его таланте, издевались над ним, обжигали ему язык и повредили его слух. После войны, чудом выжив, он пришел в эту синагогу…» Только когда он ведёт молитвы вновь, в его глазах появляется «свет и радость». Рав Шломо ужаснулся от того, как быстро он осудил человека и всю ситуацию в целом, но как можно было предположить такое!
Как часто мы домысливаем, додумываем и осуждаем, не зная целой картины.
Раббанит Хеллер всегда повторяет, что наша жизнь похожа на огромную книгу, а мы находимся лишь на середине, не имея никакого представления о том, к чему движется весь сюжет.
- Почему он ответил мне сегодня так резко?
- Почему моя коллега, которая вчера весело болтала со мной, даже не смотрит сегодня в мою сторону?
- Почему он не отвечает на телефон уже несколько дней?
Надо перестать придумывать и додумывать и честно сказать: Я не знаю!
Как часто я оцениваю себя относительно других, на фоне которых выгляжу совсем неплохо, но знаю ли я, для чего они пришли в этот мир? С чего они начали? В каком доме выросли? Какие испытания прошли в этой жизни? В отношениях с Б-гом все мы хотим, чтобы Он относился к нам благосклонно.
Творец готов это сделать, но у Него есть условие: чтобы мы относились благосклонно к другим и умели оправдывать другого.
Это уникальное умение начинается с простого утверждения: «Я не знаю».