Самое раннее упоминание о еврейских общинах вблизи Карпантра приходятся на 13 век.
В 1306 г. Филипп IV Красивый приказал арестовать всех евреев и конфисковать всю принадлежавшую им собственность. Евреев обязали в течение месяца покинуть Францию, они могли взять с собой только 12 су на человека. Через полвека папа Климент VI, проживавший в Авиньоне, взял на себя заботу о евреях и разрешил им свободное поселение на его землях.
Климент VI прекратил преследование евреев на фоне эпидемии 1348г., он вмешался, угрожая отлучением от церкви. У него были свои политические и финансовые интересы в сохранении евреев в папских землях. Это был не слишком обычный папа, он также поощрял науку и искусство. В любом случае, евреи были ему очень благодарны. Они даже сложили песню, в которой есть фраза на латыни, которое переводится примерно так: его имя Климент, но он и на деле клемент, т.е. милосердный (игра слов).
Благодаря этому общины евреев, живших в папских владениях, стали называть «папские евреи» (фр. Juifs du Pape).
История синагоги
Первая синагога в городе была основана в двенадцатом веке на окраине Карпантра. После того, как евреи были изгнаны в 1306 году, это здание было превращено в церковь. Оно не сохранилась до наших дней. Евреи вернулись в город в 1343-1344гг благодаря папе Клименту VI.
Новая синагога была основана в доме, арендованном еврейской общиной у местного нотариуса. По указу 1344 каждая новая синагога не могла быть выше или шире, чем первая, которая была построена. Первая в плане была 14 х 8 метров, высотой 8 метров. Срок аренды истек в 1367 г., что позволило евреям построить синагогу в их собственном здании, купленном рядом с ранее арендованным. Это здание должно было иметь те же размеры, что и раньше, и для получения разрешения евреи должны были представить местному епископу плату в виде шести фунтов специй, или их эквивалент в золоте.
Новая синагога была построена на площади Шатерье Морис, которая являлась центром еврейского квартала. Она имела небольшую молитвенную комнату для мужчин, вероятно, размером с сегодняшнюю галерею над главным залом. Миква и пекарня находились в подвале.
В 1677 году синагога была обновлена и была в очень хорошем состоянии.
В 1741 — 1746гг. синагога была реконструирована под руководством архитектора A. d’Allemand, построившего ратушу и акведук в Карпантра. Евреи получили разрешение на расширение синагоги и добавили два окна в главной комнате. Именно тогда появился молитвенный зал в его нынешнем виде, с размерами 15,7 на 8,7 метров.
Реконструкция вызвала протесты местных органов власти и церкви: они утверждали, что новая синагога выше, чем некоторые церкви в городе, и требовали, чтобы синагогу уменьшили.
Совсем недалеко находится собор. Но евреи не могли даже мечтать построить здание такого размера… Хотя деньги в 18 веке уже на это были…
Евреи сумели воспользоваться всякими бюрократическими рычагами и тянули время. Споры о размере синагоги были прерваны только началом Великой французской революции в 1790г.
Во время революции синагога, как и другие культовые религиозные здания, была разграблена и использовалась как клуб якобинцев. Евреям удалось восстановить синагогу в 1800 году, вместе с оборудованием. В девятнадцатом веке, синагога подверглась ремонту и незначительной реконструкции. В 1923 году перекрасили деревянную мебель в темный цвет. В 1924 году здание было официально признано историческим памятником. Здание было спасено во время войны, а с 50х годов синагога содержится на частные пожертвования и на денежную помощь правительства Франции.
Фасад синагоги на площади Charretier Морис находится между двумя жилыми зданиями и не отличается от окружающих домов. Синагога находится недалеко от современной мэрии, всюду есть указатели на нее — это самый интересный туристический объект в Карпантра.
Площадь вокруг синагоги и окружающие улицы довольно ограничены, что вынуждало евреев строить дома в 5, 6 и даже 7 этажей. Вот почем историк и писатель Арман Люнель говорил, что небоскребы придумали евреи.
Об интерьере синагоги.
От двери лестница ведет на второй этаж, в молитвенную комнату. Лестница вниз ведет в подвал, где находятся реконструированные помещения миквы и коммунальной пекарни. В подвал обычных туристов не пускают, может туда попадают во время фестиваля? Не знаю…
Площадка перед входом в молитвенный зал
Нынешний главный зал синагоги имеет размеры 15,7 до 8,7 метров. Стены зала украшены деревянными панелями, покрашенными в зеленый цвет.
Центральное место в интерьере занимает Арон Кодеш. Считается, что его оформление датируется более ранним периодом времени, чем остальная часть интерьера.
Гранаты (רימונים римоним) — украшения для свитка Торы
У «папских евреев», живших столь замкнуто, сложился и существовал до начала XIX века особый молитвенный ритуал.
Интересной особенностью интерьера является ниша справа от Арон Кодеш, туда помещен маленький стул, стул для пророка Ильи. По преданию, пророк Илья является покровителем детей, и в этом качестве он приглашен присутствовать на церемонии символического начала религиозной жизни новорожденного ребенка, во время обрезания.
Пол и бима
Ханукия
Вот такая гравюра висит на стене недалеко от Арон Кодеш.
На ней изображена бат-мицва мадмуазель Розальбы Люнель, отпразднованная в синагоге города Нима 23 сентября 1850 г. Видимо, это стандартная типографская заготовка, личные данные девочки и проч. вписаны от руки, и подпись раввина.
В одном источнике говорится, что в синагоге сейчас нет миньяна, в другом, что раз в месяц миньян собирается со всех окрестностей.
В конце июля — начале августа проводится фестиваль еврейской музыки. Мероприятия проводятся и в синагоге. Это уникальное событие для Франции.
Синагога открыта с понедельника по четверг с 10 до 12 и с 15 до 17. В пятницу с 10 до 12 и с 15 до 16. В другом источнике написано, что в пятницу закрыто.
Закрыто в субботу, воскресенье и в еврейские праздники.
Телефон +33 (0)4 90 63 39 97
Автор поста: dona_anna