Поделиться

А что внутри? Психология — на службе Мошиаха

Еврейская традиция в последние годы приобрела новые и эффективные ресурсы. Все больше ортодоксальных евреев всерьез занялось использованием психологических техник в «еврейских целях». Так как в целом наша традиция весьма осторожна и осмотрительна к «новым веяниям», то, естественно, многие евреи с недоверием относятся к возможностям, даваемым психологией. И все ждут четкого объяснения, какие плюсы и минусы нововведений, нет ли здесь угрозы идолопоклонства или других нарушений, и вообще, нужны ли нам новые ресурсы, если «в Торе все есть».

Тема эта обширная, мы же выберем несколько важнейших аспектов.
Современная психология разделилась на академическую и «неформальную».
Академическая психология старается выстраивать серьезные научные теории. Неформальная – пошла по пути практики. Дело в том, что строение человеческой психики очень сложно и далеко не все нам понятно о самих себе. Но… часто удается придумать технику, которая не имеет строгого обоснования, но зато – успешно работает. И неформальная психология пошла по прикладному пути – отрабатывая разные подходы и осваивая те направления, которые демонстируют эффективные влияния на человека.
В неформальной психологии наиболее активные подходы группируются вокруг двух «объектов»: СЛОВА (например, НЛП) и ТЕЛА (телесно-ориентированные практики).

Психологи обнаружили, что влияние слов на человеческую психику гораздо сложнее, чем это видно неискушенному наблюдателю.
Благодаря обнаружению подсознания, психологи выяснили, что с помощью различных техник можно «загружать» (или «выгружать») в подсознание разные программы, которые будут оказывать серьезное влияние на человека.
Кстати, этим тут же воспользовались профессионалы от рекламы и политтехнологи.
Интересно, что о влиянии слова всегда говорит еврейская традиция.

Наиболее развилось понимание законов «Лашон а-Ра» — деструктивной речи.
И хотя тексты по Лашон а-Ра, написанные в допсихологическую эпоху, не анализируют столь глубоко влияние речи, как это стала делать психология – но мы можем видеть, насколько это влияние серьезно.
Позитивным механизмом использования речи является молитва.
Но… наша традиция использует далеко не все возможности слова.

С другой стороны, в нашей традиции серьезно учитываются принципы свободы воли – т.е. мы не допускаем тех техник, которые манипулятивным образом вмешиваются в наше подсознание.
Поэтому, нам важно очертить тот круг возможностей, которые будут находиться в рамках кошерности, но при этом давать возможность достичь полезных изменений.
И здесь наш подход делится на два направления: позитивное (модель – цадик) и исправительное (модель – баль-тшува).
Позитивный подход позволяет сделать более интенсивным имеющееся восприятие Б-жественного.
Исправительный подход позволяет найти те барьеры, которые препятствуют восприятию и восстановить доступ человека к тому, что было заблокировано.

Самое интересное, когда мы сначала демонтируем блоки, а потом даем возможность усилить появившийся позитивный эффект.
Очень важно понять, что развитие чувства Б-жественного присутствия резко усиливает наше восприятие жизни. Еще более важно, что человек чувствует это присутствие при выполнении заповедей.
Так человек, который развил внутреннее чувство Б-жественного в себе – сможет более ярко и сильно воспринимать свои ощущения во время молитвы.
Даже чтение религиозных книг может окраситься новыми чувствами.

В чем здесь корень проблемы?
Дело в том, что современный человек, уйдя из мира природы в мир «каменных джунглей», попутно атрофировал свой чувственный мир. Наша яркость восприятия притупилась. Наши чувства по отношению друг к другу тоже ослабли.
Мы больше опираемся на различные приборы и хай-тек технологии, чем на свое восприятие мира.
И как одно из проявлений этой тенденции, мы также не можем всерьез прочувствовать духовные состояния.
Наше выполнение заповедей холодно и формально. Например, многие читают молитвы как формальный текст. И внутренние чувства у них при этом не возникают.

Чтобы исправить ситуацию, существует несколько разных подходов.
Один из них – это определить, где находятся те блоки, которые атрофируют нашу чувствительность к миру в целом и к восприятию Б-жественного.
Разберем несколько разных техник.

1. Телесно-ориентированная терапия.
Тело – уникальный аппарат, с помощью которого можно совершать уникальные процедуры по трансформации нашей психики.
Мы можем с помощью идеомоторики представить себе блок в виде чувства в теле. Такое чувство обычно возникает в важных зонах тела – в области груди, живота, горла и т.д. Далее, мы можем мысленно перестроить наше восприятие этой проблемной зоны.

Опишем тезисно возможные сценарии.
Мы можем в начале представить, что эта зона – темная, что отражает ее блокирующую функцию.
Далее, мы можем представить себе поток света, «присланный» нам Вс-вышним в помощь.
Самое ценное, что мы можем себе представить, это что этот Свет «побеждает» темную зону. Впускание Вс-вышнего внутрь нас – демонтирует те блоки, которые нам перекрывали доступ Б-жественному Свету.
При правильной работе – у нас может всерьез поменяться интенсивность восприятия мира, и отношение к нему.

Обратим внимание на несколько факторов.
Во-первых, тут очень желательно руководство со стороны ведущего, который поможет человеку пройти все этапы этого пути. В принципе, человек может это сделать сам, но в начале необходимо помочь и направить человека, чтобы он с помощью ведущего преодолел сопротивление блоков.
Во-вторых, на этом пути у человека сохраняется полная свобода выбора. Сам человек решает избавиться от блоков, а учитель только помогает ему пройти этот путь. Здесь нет никакой манипуляции. Работает воля самого человека, а ведущий – усиливает наше решение своим опытом и профессиональной поддержкой.

2. Регрессия в детство.
Этот путь требует больших навыков. Дело в том, что большинство блоков были «загружены» в подсознание в детстве человека (обычно это происходит до 15-18 лет). Это случается в критических (для ребенка) ситуациях, когда он сталкивается с проблемными ситуациями, в которых он не получал правильной поддержки со стороны взрослых. В этом случае у ребенка спонтанно формировалась искаженная схема мира, которая впечатывалась глубоко в его подсознание. Далее, этот набор схем – задавал набор блоков (программ), которые сопровождают человека всю жизнь.

В телесно-ориентированной терапии мы обходим момент конкретизации истории блока (мы просто направляем нашим воображением его в зону тела и там трансформируем, благодаря уникальным возможностям телесно-ориентированной психики).
В регрессивных технологиях, мы помогаем человеку «вернуться» своей памятью в тот момент времени, когда произошло критическое событие.
И далее мы можем произвести уникальную процедуру.
Дело в том, что главной проблемой той ситуации было то, что ребенок ощущал себя беззащитным. И от безысходности он «заражал» свое подсознание деструктивным блоком (страхом).
Далее, страх – состояние дискомфортное, и поэтому оно вытеснялось в подсознание, чтобы «не мозолить нам глаза».
Но в подсознании страх приобретал почти магическую силу – скрытного влияния на нас.

В чем же уникальность процедуры?
Светские психологи борются со страхами своими способами. Мы же – как люди религиозные обладаем уникальным ресурсом – мы можем привнести ресурс «присутствие Вс-вышнего» в картинку, застрявшую в подсознании ребенка.
Дело в том, что мы вводим в детское воспоминание взрослого персонажа — самого человека, но уже вооруженного «Мега-ресурсом» — близостью к Вс-вышнему.

Обратите внимание – критическим параметром появления ситуации была беззащитность ребенка.
В ситуации исправления – мы приводим в ту же ситуацию главного «защитника» — Вс-вышнего. И если произвести процедуру правильно, то у человека может старая ситуация замениться на новую.
Более того, здесь мы не просто убираем старую картинку. Мы делаем наиболее великую вещь – мы привносим ресурс Вс-вышнего туда, где его больше всего не хватало.
И самое темное пятно в жизни превращается в самое светлое и яркое.
Кстати, интересно, что если ситуация детства имела какое-то продолжение во внешнем мире, то она кардинальным образом изменится и вовне человека.

Приведу интересный пример из своей жизни. У меня во дворе был один очень хулиганистый мальчик, который в моем детстве меня иногда «доставал».
Когда мы выросли, я стал директором киевской «Эш а-Тора» а он по большей части бродяжничал. Я его иногда встречал, он, встречая меня, выклянчивал пару гривен на пиво, но его влияние на меня, сидевшее в подсознании, судя по всему «имело место быть».

Однажды, когда к нам в Бруклин приехал Давид Мокляревский, я «прошелся» с ним по своему прошлому, внеся в некоторые места «Новый Свет».
После этого мне довелось побывать в Киеве в месте моего детства.
Я шел по соседнему двору, в котором строился новый высотный дом.
Вдруг кто-то с третьего этажа строящегося дома меня окликает.
Я поднимаю голову и вижу этого моего давнего обидчика, который стал работать строителем. Он очень дружелюбно мне помахал рукой и я почувствовал, что привлечение Вс-вышнего в эту ситуацию изменило судьбу и этого человека. Он смог «подняться» в рамках своих возможностей.

3. Работа с реинкарнациями.
Наиболее «экзотической» технологией является регрессия в прошлую жизнь. За рамками этого текста является обсуждение – насколько реален данный феномен или нет.
Главное – осознать другое, наше подсознание подбирает «сюжет» не просто так, а с терапевтическими целями. Проработав его с помощью привнесения «Света Вс-вышнего», мы можем совершить тот же эффект, что и в предыдущих случаях.
В случае обычных регрессий – это ситуация нашего детства, в случае привлечения реинкарнации – вариантов интерпретации может быть много. Главное – эффект. Человек также испытывает трансформацию и раскрытие себя Свету.

Подобные технологии мы можем назвать психологической тшувой.
Т.е. мы не просто избавляемся от «темных пятен» на нашем прошлом, мы заменяем их на Свет. И оказывается, что такой возможностью обладают только «темные» пятна.
Если в определенный период времени никаких драматических эпизодов не было, то и «встраивать» источник света – некуда!!!
И здесь нам открывается величайшая мудрость. Оказывается, что все критические моменты жизни – несут в себе сильнейший конструктивный фактор.
Более того, у каждого из нас своя «коллекция» критических историй. И, если мы заполним «дырки» — светом, то мы получим уникальную «люстру» со своим расположением «лампочек», освещающих изнутри наш внутренний мир. И проецирующихся на мир окружающий.

Теперь подведем итоги.
Во всех этих техниках отсутствуют аспекты идолопоклонства и манипуляции.
Это делает их кошерными к применению соблюдающими евреями.
Очень важно понять, что мы не просто ликвидируем доставшиеся нам блоки.
В этом случае мы бы уподоблялись врачу, лечащему симптомы, а не причину болезни.

Дело в том, что все конфликты, которые остаются в нашем подсознании, были спланированы Вс-вышним, чтобы мы через них получили опыт присутствия Творца.
И простой их демонтаж – вызовет «гнев» Создателя
Поэтому, кстати, светские психотерапевты, которые попытаются просто удалить эти блоки могут получить сильный «удар» Свыше. Ведь они вмешиваются в план Вс-вышнего. А сам блок может вернуться к пациенту, только в еще более злокачественной форме.
И только если мы используем этот блок по прямому назначению – как «патрон», в который вкручивается «лампочка» — мы реализуем тот сценарий, который Вс-вышний заложил таким драматическим способом.

Для некоторых людей подобная технология выглядит чересчур экзотической. Это нормально.
Дело в том, что в последнее время мы входим в эпоху «приближающегося Мошиаха».
В переводе на более понятный язык это означает, что в мир будут все более интенсивно спускаться новые способы исправления человечества и одухотворения его.

Не все люди готовы меняться вместе со временем.
Наша эпоха – время людей, которые готовы пересматривать свой «арсенал» и со всей серьезностью осваивать те новые ресурсы, которые Вс-вышний спускает в наш мир.
Мы должны понимать, что человечество находится в состоянии довольно серьезной хронической «недостаточности». И чтобы вылечить его – в наш мир спускаются более уникальные инструменты. И тот, кто научится делать свою психику максимально гибкой, чтобы интегрировать в свою жизнь новые возможности – тот действительно имеет шанс вписаться в новый мир.

Как сказано в Талмуде (трактат Авода Зара):
«В конце дней Вс-вышний вынет Солнце из футляра. Злодеи – сгорят, праведники – исцелятся».
Новые техники – вынимают Солнце из футляра и встраивают его в наш внутренний мир. Только в этом случае наш внутренний мир сможет подготовиться к приходу Мошиаха, потому что внутри нас будет состояние, подобное состоянию Солнца, вынутого из футляра. Внутри нас: футляр – это наши блоки, а Солнце, вынутое из футляра – это та самая процедура, которую мы описали.

Если же мы будем лелеять свои блоки и хранить их при себе, то та энергия, которая спустится в наш мир при приближении Мошиаха, просто «сожжет изнутри» тех, кто останутся при своих блоках. Подобно току, проходящему через проводник с большим сопротивлением. На нем выделится чересчур большая мощность и он просто сгорит. А те, кто подготовятся – будут подобны «сверхпроводникам», через которые проходит большой ток – без ущерба. Более того, наш внутренний Свет – еще более «включится» (как говорит Талмуд – праведники исцелятся). Чего всем нам желаю.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com