Поделиться

Глава Микец — А мы с брательником причём?! Зарисовка

Времена нынче интересные, в построении развитого капитализма сбои… Говорят мудрецы, что если к человеку приходят трудности, он должен исследовать свои мысли и дела. Попытаться установить причину. Посмотрим, что делали сыновья Якова, оказавшись в беде, под нелепым подозрением египетского премьера.

И сказали (каждый) человек брату своему: несомненно виновны мы из-за брата нашего! Ведь видели мы страдание его души, когда он умолял нас, и не слушали; оттого и пришло на нас это бедствие”.

Множество вопросов задают здесь комментаторы. В частности, рабейну Бехайя, а за ним Сфорно, Мальбим и многие другие подчёркивают, что братья раскаиваются в жестоком отношении к Йосифу. Но — не подвергают сомнению справедливость своего суда над ним и закономерность его продажи! “Мы не сжалились над его горем, не снизошли к его мольбам, когда он умолял отдельно каждого из нас, не смилостивились над родным братом”. Правда, есть комментарий, основанный на сопоставлении нескольких текстов, что братья не продавали Йосифа – арабы сами вытащили его из ямы и увели с собой. Но, во-первых, большинство мудрецов предпочитают “лобовое” толкование пасуков и настаивают на факте продажи. Во-вторых, всё равно остаётся упрёк в безжалостном суде и в том, что юношу оставили в яме, полной мерзких гадов.

Здесь не место разбирать юридические аспекты суда над Йосифом. Но очевидно, что за 22 года, прошедшие с того дня, братья не изменили своей уверенности в точности приговора. И даже сейчас, со всей силой искренности пытаясь найти причину обрушивающихся несчастий, остаются при этом мнении! Хотя старший, Реувен, в следующем же пасуке упрекнёт всех и повторит своё давнее утверждение: суд не должен был состояться!

Говорит Талмуд: “Не был разрушен Иерушалаим (римлянами), иначе, как за то, что в нём судили строго по закону”. И утверждают многие авторы, что 2-й Храм уничтожен из-за греха продажи Йосифа! Нам, потомкам Авраама, который умолял о спасении злодеев Сдома и выступил на войну ради Лота, нужно добавлять в справедливость порцию милосердной жалости. Сейчас братья осознали это исключительно остро.

Тогда они считали Йосифа злобным преследователем, рвущимся к власти любой ценой. Сравнивали с лицемером Эсавом. А такого преследователя, ставящего в опасность чужие жизни, по закону “убивший первым – выполнил заповедь”. Кстати, головы погорячей и сегодня склонны объявлять кое-кого “опасным преследователем”… Из ошибки приговора братьев, величайших праведников и мудрецов, утверждённого, по словам мидраша, самим Творцом (!),- мы видим, как тут легко оступиться. Кроме, конечно, случая громилы с ножом, явно гонящимся за человеком…

Говорит рабейну Бехайя, что праведники признают справедливость Высшего суда и ищут причины несчастий в своих проступках, а грешники утверждают, что чисты и во всём винят небеса. Сыновья Якова осознают всю ситуацию, как пришедшую к ним по заслугам. Как точнейшее проявление закона “воздаяния мерой за меру”. Мы были безжалостны – и с нами беспощаден правитель Египта. Мы бросили брата в яму – и нас швыряют в яму тюрьмы (в те времена тюрьмы устраивали в подвалах). Из-за нас брат оторван от семьи – и у нас отнимают другого брата (сначала Шимона, затем Беньямина)…

Больше того, согласно одному из комментариев, братья увидели в пророчестве, что среди потомков Йосифа будет Иеровам бен Неват. Тот, который разделит Израиль на два государства и в начнёт вводить в «своей» части идолопоклонство. И теперь их обвиняют: “Вы соглядатаи!” Кто вам позволил заглядывать в будущее и судить сообразно увиденному?! Ведь даже Всемогущий выносит человеку приговор “по тому, где он сейчас”. Это мы знаем из рассказа о спасении Ишмаэля. Несмотря на то, что его потомки причинят Израилю великие беды, Творец постановляет: “Но ведь сейчас он праведен? Спасти!”.

Позже Иосиф поможет братьям достичь полного раскаяния. Говорят наши учителя, что страдания проясняют разум человека. И пройдя через цепь непонятных испытаний, братья смогли признать ошибочность своей оценки Йосифа. А Йосиф, сопереживая их бедам, сумел очистить себя от остатков неприязни к ним.

В конечном итоге изгнание пошло Йосифу и всей семье на пользу. Это ещё раз подтвержает достоинство “судящихся сторон” – добро в этом мире обычно приходит через доброго, зло через злого. Помимо, зачастую, их воли и осознания.

Но посмотрите, насколько еврейский принцип “оправдания Высшего суда” отличен от христианского! Человек должен трудиться душой, вскрывая причины происходящего. Йегуда говорит: “Б-г усмотрел у нас грехи ”,- признавая, что братьям причитается рабство за продажу в рабство Йосифа. Но он же угрожает Египту войной и жёстко спорит с наместником – когда видит несправедливость. Беньямин не участвовал в продаже брата – а его порабощают?! Это не Высший промысел и мы будем сражаться! Почитайте, что говорят мудрецы обо всей этой истории. В деталях – истинная школа самопознания!

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com