Поделиться

Афтара к недельной главе Ки Тиса | Размышления на тему

Афтарой к текущей недельной главе Ки Тиса является 18 глава из Млахим Алеф, в которой описывается противостояние Элияhу а-Нави (захур ла-тов) и жрецов Баала. В Цоварей шалаль рав Хаим Йосэф Давид Азулай (ХИДА) даёт весьма интересный комментарий на эту афтару.

Когда Элияhу говорит жрецам Баала: “…приготовьте вы прежде, ибо вас много…”, т.е. давайте вы первые призывайте огонь с небес, так как вас больше — означает на деле следующее: Так как они служители Ситра Ахра и их много, то неизбежно возникнут между ними споры и разделение, которое помешает им довести дело до конца. А Элияhу а-Нави был один и служил он Б-гу, которого называют Единственный, то не может быть в его случае места разделению.

Жрецы подготовились к этому мероприятию и у них было три плана привести огонь с небес — 1) план, базирующийся на законах физики; 2) план, базирующийся на мошенничестве; 3) план, базирующийся на колдовстве:
1) У них было увеличительное стекло, чтобы поджечь дрова с помощью него.
2) Если план со стеклом не сработает, то под жертвенником в особой землянке был спрятан их коллега, который по условному знаку должен поджечь дрова.
3) Если не сработает и этот план, они планировали колдовать.

Первый план не сработал из-за того, что Элияhу предоставил им начать первыми и свет утреннего солнца был слаб, чтобы разжечь огонь через увеличительное стекло. Это подтверждается написанным: “…и взывали именем Баала с утра до полудня…”
Второй план не сработал из-за того, что человек, который сидел в землянке, или уснул, или умер. Поэтому написано: “ И было, в полдень Элияhу стал смеяться над ними и сказал: кричите громче, ибо он б-г; (может быть) он занят беседою, или в отлучке, или в пути; а может он спит, так он проснется”.
Третий план не сработал тоже. Не объясняется почему, но, видимо, произошло чудо.

После этого мы видим, что Элияhу строит жертвенник из 12 камней, копает вокруг него ров, приказывает вылить три раза по четыре кувшина воды, в результате чего намокли дрова и наполнился ров. Для чего он это делал? По простому смыслу — чтобы показать силу чуда и исключить всякие хитрости с подсадным человеком и манипуляции со стеклом. Однако, делал он это еще и для того, чтобы нейтрализовать колдовство, которое призвали жрецы Баала. Таким образом, мы видим, что колдовство нейтрализуется живой водой (водой из источника). Вода, которая является проявлением сфиры Хесед, устраняет колдовство. Хотя не всякое — ХИДА пишет, что колдовство, которое призвано через заклятие ангелов-губителей, не нейтрализуется водой.

ХИДА пишет, что три раза по четыре кувшина воды — это три Святых Имени, состоящие из четырех букв каждое:
א-ה-י-ה
י-ה-ו-ה
א-ד-נ-י

Это как раз те Имена, на сочетания букв которых по Аризалю положено делать кавану при 12-ти из 14 погружений в микву.

Несколько раз мы находим в святых книгах, что часто жертвенники строились так, что были окружены водой. Подходящим местом для принесения жертв Бней Ноах мудрецы считали место, окруженное водой. Это следует из Звахим 116-Б:

דאיפרא הורמיז אימיה דשבור מלכא שדרה קורבנא לרבא שלחה ליה אסקוה ניהליה לשם שמים אמר להו לרב ספרא ולרב אחא בר הונא זילו ודברו תרי עולמי גולאי וחזו היכא דמסקא ימא שירטון ושקלו ציבי חדתי ואפיקו נורא ממרא חדתא ואסקוה ניהליה לשם שמים

Ифра Ормиз — мать царя Шабура — прислала Рове животное в жертву, чтобы помочь принести его в жертву во имя Небес. Сказал (он) раву Сафре и раву Аха бар hуне — пойдите и выберете двух молодых людей (персов) вашего возраста, и усмотрите место, где море намыло холм песка, и возьмите дрова новые, и зажгите огонь новым кремнем, и принесите (жертву) во имя Небес.

Из этого отрывка видно, что жертвы Бней Ноах по мнению Ровы должны приноситься на баме (возвышении) естественного происхождения, окруженной со всех сторон водой.

В ТаНаХе находим:

וַיִּזְבַּח אֲדֹנִיָּהוּ צֹאן וּבָקָר וּמְרִיא עִם אֶבֶן הַזֹּחֶלֶת אֲשֶׁר אֵצֶל עֵין רֹגֵל וַיִּקְרָא אֶת כָּל אֶחָיו בְּנֵי הַמֶּלֶךְ וּלְכָל אַנְשֵׁי יְהוּדָה עַבְדֵי הַמֶּלֶךְ

И зарезал Адонийау мелкий и крупный откормленный скот у камня Зохэлет, что у Эйн Рогэл, и пригласил всех братьев своих, сьновей царя, и всех мужей Йеhудиных, рабов царя.

Тут важным для нас являются три места: 1) Слово “избах” ( зарезал), однокоренное со словом “зевах” — жертва, — даёт возможность предположить о том, что речь идет о жертвах шламим. 2) Фраза “у камня Зохэлет”, говорит нам, что камень этот со всех сторон омывала вода. Так, по крайней мере, комментирует Мецудат Цион. 3) А вода это текла из источника Эйн Рогэл.

Даже коэн Ония, который построил “храм” в Египте, руководствовался этим принципом. Он построил свой храм именно на острове посреди реки Нил и занимал всю его площадь.
И в будущем Третий Храм (пусть будет отстроен скоро, в наши дни) будет окружён потоком.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com