Аль нетилат ядаим - Элиезер Стефанский - на образовательном портале Ваикра.
Элиезер Стефанский

Родился в г. Минске, закончил Минский "инъяз" по специальности переводчик английского и итальянского языков. Бакалавр гуманитарных наук.

Начал соблюдать и изучать Тору в йешиве г. Минска под руководством рава Сендера Урицкого, после алии в Святую Землю продолжил учебу в йешиве Эш а-Тора у рава Гиля Айзенбаха, затем – в йешиве Швут Ами, а после женитьбы – в колеле там же у рава Яакова Баума. Работал и преподавал Тору в различных русскоязычных общинах: гг. Минске, Санкт-Петербурге, Витебске, Могилеве, Москве и др. В настоящее время руководит молодежным еврейским образовательным центром «Мораша» г. Киева.

Аль нетилат ядаим

Быть слугой царя – дело почетное, но при этом ответственное. Каждый раз, выходя на службу, слуга царя должен привести себя в надлежащий вид, чтобы выглядеть особенно опрятно и чисто. Та кже и евреи утром готовят себя к служению Царю царей, омывая руки поочередно три раза перед молитвой. После такого омовения произносится благословение «…который дал нам повеление об омовении (букв. взятии, вознесении) рук. В идеале, это благословение следует произнести непосредственно перед молитвой, так как именно с ней оно связано. Отметим, что, несмотря на то, что руки следует омывать перед каждой молитвой в течение дня, благословение на омовение произносится только один раз в день – перед утренней молитвой.

Многие комментаторы задают вопрос:
Почему Мужи Великого собрания, установившие это благословение, выбрали такую нестандартную формулировку? Не лучше ли было бы сказать «… об очищении рук»? Почему предпочли именно слово «нетила» – взятие, вознесение, и как это связано с омовением и вообще с подготовкой к молитве? Что и куда нужно взять?

Один из ответов, который они дают, гласит, что поскольку в процессе омовения используют специальную кружку, которая в Талмуде названа «натла», то и благословение на омовение сформулировано с использованием того же корня – аль нетилат ядаим. Однако, этот ответ вызывает удивление, т.к. для утреннего омовения рук кружка – не такой уж и обязательный элемент, в отличие от омовения рук перед трапезой, где без кружки не обойтись (см. вопросы-ответы на эту тему в этом номере). В случае если нет кружки, можно сделать утренний «нетилат ядаим», просто поочередно подставляя каждую руку под кран с водой. Либо же опустить руки в ведро с водой или в водоём, а если нет поблизости воды, то и вовсе протереть их чем-нибудь, например, салфеткой – и всё, можно благословлять «аль нетилат ядаим»!

Поэтому мы приведем другое объяснение, которое дает рав Ш.Д. Пинкус, зц»л. Он объясняет, что тело человека состоит из 3-х частей: голова, туловище и ноги. При этом доминирующая часть человека – его туловище, в котором – сердце, т.к. именно за побуждениями сердца, как правило, следует человек. И это несмотря на то, что голова (разум) подсказывает зачастую обратное. Например, все мы головой понимаем, что нужно быть приветливыми, терпеливыми, честными, что нельзя злиться, сплетничать, опаздывать и т.д., но поступаем далеко не всегда соответственно этому пониманию, а следуем за сердцем.

Руки, продолжает р. Пинкус, – основной инструмент деяний человека. Будучи частью туловища, они склонны слушать указания находящегося в нем сердца. Поэтому, начиная свой день с омовения рук, мы их поднимаем от сердца – к разуму, тем самым возносим и предстоящие нам в течение дня поступки на более высокий, осознанный уровень. Это, кстати, – одна из причин, почему во время произнесения благословения «Аль нетилат ядаим» следует поднять руки до уровня головы.
Исходя из этого объяснения, становится понятно, почему для благословения на утреннее омовение рук было выбрано именно слово «нетила» – взятие и вознесение. Служение Царю должно осуществляться не только в чистоте, но и с полным осознанием и пониманием важности и ответственности нашей работы.

Не пропускай самые интересные публикации для духовного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.

Элиезер Стефанский

Родился в г. Минске, закончил Минский "инъяз" по специальности переводчик английского и итальянского языков. Бакалавр гуманитарных наук.

Начал соблюдать и изучать Тору в йешиве г. Минска под руководством рава Сендера Урицкого, после алии в Святую Землю продолжил учебу в йешиве Эш а-Тора у рава Гиля Айзенбаха, затем – в йешиве Швут Ами, а после женитьбы – в колеле там же у рава Яакова Баума. Работал и преподавал Тору в различных русскоязычных общинах: гг. Минске, Санкт-Петербурге, Витебске, Могилеве, Москве и др. В настоящее время руководит молодежным еврейским образовательным центром «Мораша» г. Киева.