Поделиться

Алаха и история: Благословение над мясом

Автор: Рав Гедалья Спинадель

«Какое благословение говорят перед тем, как есть мясо»? — спросила одна женщина.
«Благословен Ты Б-г, Г-сподь наш, Царь Вселенной, «ше-а-коль нийе би-дваро» — по слову которого возникло все», — ответили ей. «Сейчас спросит, почему», — подумал я, и понял, что не знаю ответа.

Вот ведь, что странно: в честь главного еврейского праздника, Субботы, подают блюда именно из рыбы и мяса. И, по идее, благословение («браха») на мясо должно быть более высоким, чем на фрукты и овощи. Ведь живое выше неживого, поскольку в цепи питания животные выше растений. И в еврейском делении творения на четыре царства после неживой природы идут растения, потом животные (и, наконец, человек). А благословение на мясо почему-то такое же, как на воду — представителя минерального мира. Почему?

Известное

Мудрецы постановили говорить перед едой благословения, все они обладают общей структурой. В начале благословения стоит обращение: «Благословен Ты, Г-сподь Б-г (Авая)». Затем идет титул / восхваление: «Царь Вселенной». Третья часть благословения варьируется: у нас есть особые благословения на хлеб, выпечку, вино, фрукты и овощи. Однако все остальные виды пищи и напитков предваряет одно и то же благословение — «…по слову которого возникло все». Почему?

Порядок здесь — от высшей «брахи» к низшей. От этого порядка зависит, что едят в первую очередь, и какое благословение нужно будет прочесть после еды. С другой стороны, если человек не знает, что произнести перед данным конкретным видом пищи, то он может исполнить заповедь, сказав последнюю «браху».

Важность и порядок первых трех благословений (хлеб, выпечка и вино) достаточно подробно разъяснены. В отличие от фруктов и овощей, это продукты, произведенные из того, что дала земля, поэтому у них более высокий статус. И хлеб — основа питания, он «всему голова», как говорили в России. Он «насыщает», как говорит Гемара.

Та же идея присутствует и в выпечке из зерна, которая в благословении именуется «мезонот» — «питание». Но обычно основной едой является просто хлеб, и он на первом месте.

На третьем месте вино, которое тоже «насыщает». У меня был ученик — грузинский еврей. Он рассказывал, что во время войны и голода в Грузии отец кормил детей похлебкой — вином с накрошенным хлебом.

Вопрос в том, почему дальнейшая иерархия продуктов и благословений включает в себя фрукты, потом — ниже — овощи, и уже потом все остальное?

История и алаха

1. «От всякого дерева в Саду можешь есть; но от Древа Познания Добра и Зла не ешь», — говорит Творец Адаму. То есть естественная, единственная пища, прямо определенная Творцом человеку в Райском саду — это фрукты. И «браха» на фрукты завершается словами: «…Творящий плода дерева».

Как известно, Адам не послушался Всевышнего, причем не только в том, что касалось нарушения запрета, но и в выполнении заповеди, требующей действия — он не поел от всех деревьев сада. Это ясно, поскольку потом Творец предпринимает меры, чтобы Адам не поел от Древа Жизни, которое росло рядом с Древом Познания.

2. После греха Творец сказал Адаму: «Проклята из-за тебя земля, в муках будешь питаться от нее все дни твоей жизни. Принесет она тебе тернии и волчец, будешь есть траву полевую».

Овощи и зерновые и есть «трава полевая». И перед тем, как есть зерно, сорванное с колоса, говорят «браху» как на овощи — «при адама» («…Творец плода земли»). Это «браха» падшего, согрешившего человека, вынужденного есть плоды земли, которая проклята после его изгнания из Сада. Более того, если фрукты заметно испорчены, над ними говорят «браху» более низкого порядка — «плоды земли». А если они испортились до такой степени, что, в принципе, стали несъедобными, но человек все равно намерен их съесть, чтобы не умереть с голоду, то на них говорят: «…по слову Которого возникло все».

3. И, наконец, после Потопа — следующего этапа падения человека и природы — когда была уничтожена «вся плоть, которая извратила свой путь», Творец разрешил Ноаху, спасшему родоначальников всех животных в ковчеге, и его потомкам питаться животной пищей.

Поэтому я думаю, что на всю животную пищу произносят благословение «по слову которого возникло все» — поскольку эта пища в принципе не предназначена для еды, и поэтому десять поколений от Адама до Ноаха ее не ели.

Нетрудно заметить, что все многочисленные и сложные проблемы кашрута — заповеданной евреям диетарной системы, относятся в первую очередь к продуктам животного происхождения — что можно и нельзя употреблять в пищу и при каких условиях.

Подумав об этом, я вспомнил двоюродного брата бабушки, майора Матвея Борисовича Долгопола, благословенной памяти, прошедшего всю войну полевым хирургом на фронте. Он был вегетарианцем и, по собственному выражению, «не ел ничего, что пищит». Наверное, по возможности, тайно соблюдал кашрут — иного способа соблюдать кашрут в СССР и на фронте не было.

И еще вспомнилось, что раньше многие праведники ели мясо лишь по Субботам. Возможно потому, что трапеза с мясом требует особых «каванот» — осознания, что ешь не то, что предписано есть изначально и Свыше, что ешь мясо лишь в силу необходимости, ради полного использования и поднятия этой энергии и самих душ этих животных к служению Всевышнему.

По всей видимости, животная пища вновь будет исключена из рациона человека (за исключением храмовых жертв), когда придет Машиах. Ведь согласно пророчеству, даже хищники будут мирно возлежать рядом с теми, кто раньше служил им пищей.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com