Поделиться

Биркат аМазон — Молитва после еды

Жизнь еврея, соблюдающего заповеди Торы, расписана до мельчайших деталей. Одно из названий представителя нашего народа — это «йеуди», от доминантного и царского колена Йеуды, а корнем этого слова является «одоо» или благодарность. Заповедь благословить Вс-вышнего после еды, в которую входил хлеб, является мицвой из Торы, как сказано: «И ты будешь есть и насытишься, и благословишь Г-спода Б-га твоего за землю добрую, которую дал Он тебе» (Второзаконие/Дворим 8:10). Краеугольной идеей здесь является пониманание и признание того, что пропитание человека приходит от Источника всех благословений.

Произнося Биркат аМазон с концентрацией и вникая в смысл молитвы, еврей отдает должное за великое добро, сделанное ему и укрощает свою гордыню. Да, на протяжении всей истории человества люди неоднократно оказываются перед соблазном сказать, что «Моя сила и мощь моей руки добыли мне весь этот достаток» (Второзаконие/Дворим 8:17). Это легко понять — такой подход является естественным проявлением натуры человека, который тяжело работал (можно сказать «вкалывал») и работает за свое существование и пропитание. Речь идет о человеческом инстинкте, и нет здесь разницы между еврейским фермером, который получил свой удел в Земле Израиля после ее завоевания и раздела во времена Йеошуа бин Нуна, и сегодняшним программистом.

Святая Тора, целью которой является совершенствование человека, предостерегает нас на все времена и предохраняет нас от, не дай Б-г, духовного падения и извращения, о котором сказано «И потучнел Йешурун и брыкался» (Второзаконие/Дворим 32:15). Произнося Биркат аМазон, мы тем самым поддерживаем систему еврейских ценностей и приоритетов в себе и наших семьях, а также лояльность игу Царства Небесного, возложенного на еврейский народ и принятого им у горы Синай.

В то время как идея благословения за еду уже имела место при жизни нашего праотца Авраама (который в своем шатре с четырьмя входами гостеприимно принимал странников), формальная структура текста Биркат аМазон датируется несколькими сотнями лет позже, уже при жизни Моше Раббейну. Молитва состоит из четырех благословений, первые три из которых установлены Торой, а четвертое — мудрецами.

Первое благословение — за пропитание всему живому, дарованное Вс-вышним — было составлено Моше Раббейну. Следующая браха выражает благодарность за великий подарок еврейскому народу — Землю Израиля. Текст благословения был сформулирован Йеошуа бин Нуном, учеником Моше Раббейну, который возглавил еврейский народ после него. Моше очень сильно желал войти в Святую Землю, зная, что только в ней возможно полноценное и всеобъемлющее исполнение всех заповедей Торы. Однако, этому не было суждено реализоваться. Осознавая значимость и ценность Земли Израиля, Йеошуа составил второе из благословений Биркат аМазон в ее честь, когда он удостоился войти туда.

Tретья браха была составлена в стадиях Царем Давидом и его сыном Шломо. Первой столицей Давида являлся Хеврон, но через несколько лет она была перенесена в Иерусалим. По сей день Иерусалим называется «Святым Городом». При жизни Давида, Ковчег Завета (Арон Кодеш) был перенесен в район города, именуемый Ир Давид (Град Давида). Царь очень хотел построить Храм в Иерусалиме, но этому не было суждено произойти. Тем не менее, он сделал многое для подготовки грядущего строительства.

Царь Шломо удостоился построить Бейс аМикдош на Храмовой Горе (Горе Мория) — месте, которое Вс-вышний избрал из всех колен Израиля. Первый Храм был разрушен Невухаднецаром. По завершению вавилонского изгнания, часть еврейского народа вернулась в Эрец Йисрoэл и отстроила Второй Храм. Последний был разрушен римлянами в первом веке н.э. Вместе, два Бейс аМикдоша простояли 830 лет, и вот уже около двух тысячелетий нет у Вс-вышнего дома в этом мире; Его присутствие максимальным образом сейчас проявляется в «четырех локтях алахи» (еврейского закона), т.е. во время учебы Торы и выведения законов в «малых храмах», т.е. синагогах и ешивах.

Мой учитель аГаон аРав Шломо Лейб Бревда (1931-2013 гг.), благословенна память праведника, говорил, что реальное и сильное желание Всевышнего — это обитать «бетахтоним», в нижних мирах, среди людей (несмотря на то, что Своей небесной свите сказал Святой, благословен Он, иначе, дабы «умиротворить» ее — отсюда мы видим, насколько велика концепция мира и чувствительности к другим).

В то время как вся земля полна славы Творца (Йешаяу 6:3), наибольшее проявление Б-жественного присутствия имеет место в Храме. Поэтому еврейскому народу заповедано Торой: «И постройте Мне святилище, и буду Я обитать среди вас» (Шмос/Исход 25:8).

Завершается третье благословение Биркат аМазон мольбой о строительстве Иерусалима, святого города. В наше время, еврей может задаться вопросaми насчет того, что что же означает для него строительство Иерусалима? Почему молиться за это, если Святой Город уже с 19-го века н.э. имеет еврейское большинство, а также является столицей Государства Израиль со времени основания последнего? Неужели город не отстроен, когда в нем проживает около 600.000 евреев, большинство из которых соблюдают заповеди и изучают Тору?

Это самый большой по населению город (в муниципальных границах) Израиля. Разве Иерусалим не отстроен, когда в нем такое большое количество синагог, ешив и семинарий? А как же насчет освобождения восточных и самых важных исторических районов Иерусалима более 50 лет назад? Ведь у нас уже полвека есть свободный доступ к Котелю и другим святым местам в этих частях города, а патрулируют их израильские полицейские. Сотни тысяч евреев проживают в районах Иерусалима, которые контролировались Иорданией.

Соединенные Штаты Америки, единственная в мире супердержава, перевела свое посольство в Иерусалим в мае нынешнего года, а сам посол является соблюдающим традиции евреем. Несколько других стран уже перенесли посольства или консульства в столицу Израиля, и ощущенение такое, что человечество потихоньку начинает отдавать дань должному: вечной и нерушимой связи еврейского народа с его самым святым городом. Ответ здесь заключается в том, что в то время как все эти достижения несомненно положительные, до тех пор пока нет Храма и возвращения Шехины (максимального проявления присутствия Вс-вышнего) в Сион, Иерусалим все еще считается разрушенным. Дай Б-г, чтобы мы лицезрели Третий Бейс аМикдош вскоре, в наше время с приходом Царя Мошиаха, когда воистину мы сможем назвать Святой Город отстроенным!

Последнее — четвертое — благословение называется «аTов вэ’аметив». Онo былo составленo при дворе Раббан Гамлиэла Старшего в Явне (Эрец Йисраэл), несколько десятков лет после разрушения Второго Храма. “Атов вэ’аметив” — это один из атрибутов Творца, Который добр и делает добро. Во втором веке н.э. евреи в Земле Израиля вновь поднялись против своих римских угнетателей, разрушивших Второй Храм. Много чаяний и надежд было связано с этим восстанием под предводительством Бар-Кохбы (или Бар-Козивы). Евреи даже чеканили свои монеты в этот период, некоторые из которых мне довелось увидеть несколько лет назад на выставке в Метрополитан-музее в Нью-Йорке, более 18 веков спустя после тех событий. Однако, в конечном итоге враги возобладали над евреями, и бунт был жестоко подавлен.

Одним из крупнейших символов борьбы и войны против римских оккупантов был город Бейтар. Убийство жителей города подробно описывается в Вавилонском Талмуде, Трактат Гиттин. Сугъя (отрезок или фрагмент) Талмуда, oбсуждающая падение этого города и других бед данного периода, учится и обсуждается евреями по всему миру каждый Тиша бе’Ав, в годовщину разрушений обоих Храмов. Римляне запретили хоронить погибших Бейтара. Однако Вс-вышний сделал чудо, и сохранил их тела. По прошествии времени, римские власти дали разрешение на захоронение, и евреи были преданы земле с достоинством. Вавилонский Талмуд в Трактате Та’анис описывает это как одно из радостных событий, исторически имевших место 15-го Ава.

Благодаря соответствующим вставкам, Биркат аМазон охватывает весь цикл еврейского года: Шаббос, Моцей Шаббос (авдала, разделяющая между Субботой и буднями), Рош Ходеш, Пурим, Хануку, Песах, Шавуос, Суккос, Шмини Ацерес/Симхас Тора и Рош аШана (также свадьбу — с особым зимуном и шева брохос — семь благословений, следующие после Биркат аМазон, обрезание с соответсвующими вставками, которые начинаются со слова оРахамон,т.е. «Милосердный» и молитва за хозяина дома, если человек ест в гостях).

Вставка на Шаббос и праздники (кроме Пурима и Хануки) делается в третьем благословении до ее завершения с мольбой о строительстве Иерусалима. На случай, если человек забыл сказать подходящую вставку в этом месте, но вспомнил до того, как он начал говорить заключающую часть благословения — «Благословен Ты, Г-сподь, отстраивающий (по своей милости) Иерусалим» — следует вернуться назад либо к вставке «Реце» («Да будет Тебе угоден») или «Яале веЯво» («Да поднимется и т.д.»), и по их завершению продолжать последовательно текст Биркат аМазон.

Если же «Реце» или «Яале веЯво» были пропущены, и благословение «Боне» (Отстроение Иерусалима) уже было сказано, но четвертое («аТов вэ’аметив») еще не начато, тогда нужно сказать соответствующую компенсирующее благословение — они все следуют после Биркат аМазон в молитвенике или бенчере. В случае если благословение «аТов вэ’аметив” уже было начато, но седьмое слово брахи — «оКэл» (Б-г) еще не было сказано, пропуск «Реце» или «Яале веЯво» разрешается следующим образом: говорится надлежащее компенсирующее благословение, а за ним заново говорится «аТов вэ’аметив» (и далее), поскольку до слова «аОлам», оба благословения используют те же слова и их порядок.

Если Биркат аМазон говорится, когда уже наступила ночь или даже сумерки («бен ашмашос»), мы не произносим компенсирующие благословения. В том случае если слово «оКэл» уже было сказано в благословении “аТов вэ’аметив”, Биркат аМазон «починить» уже нельзя. В такой ситуации, мы говорим его заново в первую и вторую трапезы Шаббоса и праздников. В третью субботнюю трапезу (сеуда шлишис), мы уже ничего не делаем — молитва после еды не повторяется. В Рош Ходеш и Хол аМоэд мы не повторяем Биркат аМазон, однако когда Шаббос выпадает на Рош Ходеш или Хол аМоэд, мы возвращаемся только ради пропущенного «Реце», но не в том случае, когда мы сказали «Реце», а «Яале веЯво» забыли.

Пурим и Ханука являются праздниками, установленными мудрецами, а не заповеданными Торой.Соответствующие вставки на оба праздника делаются внутри второго благословения (за Землю Израиля).В Пурим и Хануку они обе начинаются со слов «Ал аНисим» («За чудеса»). Если человек вспомнил, что он еще не сказал надлежащий фрагмент до упоминания имени Вс-вышнего в завершении этого благословения, он возвращается и говорит «Ал аНисим» и затем продолжает Биркат аМазон последовательно. Однако, если имя Вс-вышнего уже было сказано в конце второго благословения, надо продолжать говорить текст благословения после еды, а ближе к концу Биркат аМазон сказать надлежащую вставку на Пурим и Хануку, соответственно отмеченную в тексте.

Откуда мы знаем, обязаны ли мы говорить Биркат аМазон или нет? Алаха (еврейский закон) дает нам ответы, базирующиеся на двух критериях: количество употребленного хлеба, и за какой период времени он был съеден. Написано в Шулхан Орухе (Кодексе Еврейского Закона), составленным Рав Йосефом Каро (1488-1575 гг.), что человек должен съесть кезаис хлеба, чтобы сказать Биркат аМазон. Если было съедено меньше чем кезаис хлеба, человек не должен — и не может -сказать это благословение. Дословно кезаис означает «как оливка» и подразумевает под собой размер оливки. Написано в Шулхан Орухе, что кезаис — это измерение кубического объема, и Рав Йосеф Каро (известный также как «Мехабер» — или “Автор”) объясняет, что объем измеряется погружением предмета в воду, и измерением количества воды, которую он измещает. Кезаис хлеба считается съеденным, если он был употреблен за период, называемый «кедей ахилас прас», т.е. отрезок времени, в течение которого съедают порцию (еды).

Насчет размера кезаиса хлеба (сравнение с размером какого рода оливки?), так же как и определения «кедей ахилас прас» есть расхождеия между поским (раввинами, выносящими алахические решения), а также расхождения между евреями, выходцами из европейских стран с одной стороны и евреями-сефардами и выходцами из Эдот Мизрах (восточных общин) с другой стороны. Поэтому, не в рамках этой статьи привести все имеющеюся точки зрения и различные источники, задействованные поским к достижению конечного решения. Ввиду этого, каждый человек, у которого есть вопросы в этой области, должен задать их компетентному ортодоксальному раввину.

Мы живем во время, когда множество алахических трудов доступно в батей-мидраш и синагогах, а также в продаже. Немало серьезных работ написано на русском языке или переведено на него. Конечно, идеально, чтобы каждый еврей мог свободно ориентироваться в алахических трудах. В Трактате Мегила (28б) приводится выссказывание академии Элияу, что «каждому изучающему законы (алахос) каждый день, обещано, что он удостоится Грядущего Мира, как написано: ‘пути мира – его’ (Хабакук 3:6); не читай ‘пути’ (алихос), а ‘законы’ (алахос)”.Тем не менее, не все являются пока такими экспертами. Поэтому в нашем поколении большой выбор сефорим, которые помогают познаниям в разных аспектах еврейского закона, включая Биркат аМазон. Широко используемая книга в современном религиозном обществе, которая приводит иллюстрации множества видов еды — среди них разные виды хлеба – это “Halachos of K’Zayis”, на английском языке, написанная Рав Йисроэл Пинхосом Боднером из Лейквуда, Нью-Джерзи.Этот сефер также приводит выдержки из алахических источников на иврите.

Сефер Мишна Брура (автор Йисроэл Меир аКоэн Каган, заца»л, 1839-1933 гг.), комментарий на один из четырех разделов Шулхан Оруха, Орах Хаим, подробно обсуждает законы Биркат аМазон. Законы благословения после еды расписаны здесь на 38 страницах.Кроме Шулхан Оруха и Мишна Бруры, на страницах сефера вы также найдете комментарии Рам»о (Рав Моше Иссерлис, заца»л), Шаарей Тшува (Рав Хайим Мордехай Марголиос, заца»л), Беэр Эйтев (Рав Йеуда Ашкенази, заца»л) и Беэр аГола (Рав Моше Ривкаш, заца»л).

Обсуждаемые темы включают в себя законы бокалов (бехер) для Биркат аМазон; произнесение благословения на месте еды; указания для тех, кто забыл сказать благословение; ответственность женщин и детей сказать Биркат аМазон; нусах благословения; выпивание вина после Биркат аАмазон; ответственны ли рабочие сказать Биркат аМазон; благословение после еды в кворуме 3-х или 10-и мужчин возраста бар-мицвы (и старше), т.е. зимун; приглашаются ли к зимуну люди, которые съели, что-то из запретной пищи, и другие.

В заключение, всем приятного аппетита, и как я неоднократно видел на дисплее в ресторане “Kosher Delight” в Бруклине, желаю всем сказать хорошую браху!

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com