Благословение на изучение Торы | Из самой Торы или от мудрецов? – Vaikra.com
Рав Пинхас Гольдшмидт

Пинхас Соломонович Гольдшмидт — главный раввин Москвы, глава раввинского суда России, председатель Совета раввинов Европы, глава раввинского суда в странах СНГ и Балтии. Член президиума Российского еврейского конгресса. С июля 2011 года - главный раввин и Ав Бейт Дин Москвы.
Является автором многих научных трудов по Галахе, из которых наиболее фундаментальный — книга респонсов «Зикарон бэ-сэфер», посвященная специфическим вопросам галахи, возникающим у евреев России поздне- и постсоветского периода.

Благословение на изучение Торы | Из самой Торы или от мудрецов?

Сегодня мы продолжаем тему благословений и поговорим о благословении на изучение Торы. Когда человек утром произносит благословение на изучение Торы, по мнению Рамбана это считается отдельной заповедью.

В Талмуде, в трактате Брахот, приводится момент, откуда становится ясно, что нужно произносить благословение перед изучением Торы. Приводится пасук из недельной главы Аазину:

«Когда я называю имя Вс-вышнего, воздайте славу Вс-вышнему».

Когда мы изучаем Тору, мы тоже как бы обращаемся к Вс-вышнему. Поэтому, произнося благословение на Тору, мы таким образом воздаем славу Вс-вышнему.

Рамбан, как один из тех раввинов, кто писал труды на тему 613 заповедей, считает, что есть отдельная заповедь изучать Тору и отдельная заповедь произносить благословение перед изучением Торы, которая также входит в число 613 заповедей.

В противоположность этому есть мнение Рамбама, который пишет, что каждый раз во время изучения Торы мы должны благодарить Вс-вышнего за то, что Он дал нам удел в будущем мире и дал нам вечность через изучение Торы. При этом Рамбам не считает это отдельной заповедью.

Есть различные мнения комментаторов по поводу того, согласен ли Рамбам с тем, что благословение на изучение Торы взято из самой Торы, или нет.
Талмуд обсуждает: это галаха из Торы или добавление мудрецов? В конце обсуждения сказано, что этот закон установили мудрецы. Тогда для чего приводится пасук из Торы? Он является асмахта бе-алма (намеком). Что это значит? Рамбам объясняет: когда законы Устной Торы изучались и передавались людьми без записи, без текста, нужно было объединить их в некую систему, чтобы запомнить. Как это делали?

Когда изучали, например, пасук «не вари козленка в молоке матери его», вместе с ним собирали все законы, которые касаются этого пасука. И поскульку необходимо было изучать не только законы из Торы, но и постановления мудрецов, они тоже были приведены. Например, запрет смешивать мясное и молочное распространяется и на мясо птицы, а не только скота.

Понятие асмахта бе-алма касается законов, добавленных мудрецами, но в которых есть какой-то намек из Торы, чтобы напомнить людям о том, что они косвенно связаны с этим пасуком — это восходит к традиции передачи Устной Торы.
Так и в случае с заповедью изучения Торы есть разногласия, и одно из мнений гласит, что благословение на изучение Торы является асмахта бе-алма.

Не пропускай самые интересные публикации для духовного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.

Рав Пинхас Гольдшмидт

Пинхас Соломонович Гольдшмидт — главный раввин Москвы, глава раввинского суда России, председатель Совета раввинов Европы, глава раввинского суда в странах СНГ и Балтии. Член президиума Российского еврейского конгресса. С июля 2011 года - главный раввин и Ав Бейт Дин Москвы.
Является автором многих научных трудов по Галахе, из которых наиболее фундаментальный — книга респонсов «Зикарон бэ-сэфер», посвященная специфическим вопросам галахи, возникающим у евреев России поздне- и постсоветского периода.