Поделиться

Бодался теленок с небом… | Урок из главы Аазину

Тора против сугубого аскетизма, долгих постов и безбрачия. Но она названа: “средний путь”. И материальное изобилие – не всегда её идеал. Мудрецы говорят, что “испытание богатством тяжелее испытания бедностью”.

И утучнел Йешурун, и стал брыкаться. Утучнел ты, растолстел, разжирел. И оставил Б-га, создавшего его, и поносил твердыню спасения своего”.

Удивительно, что имя Йешурун – прямой, бесхитростный — встречается здесь впервые! И в каком контексте?! Моше ещё дважды так назовёт народ, благословляя перед смертью. Рабейну Бехайя выводит это имя от корня “шур”, “отчётливо видеть”. И считает, что оно намекает на дарование Торы у горы Синай, где мы все воочию видели Б-жественное Присутствие.

Книга “Шаарей Авраам” насчитывает 17 (!) интерпретаций приведённой фразы. Сходные по сути, они порой несовместимы в деталях. Так, по мнению автора “Црор аМор”, это имя говорит о простом народе. Люди отьелись, почувствовали себя на земле уверенно, “хозяевами жизни”. Но единицы, духовные и политические лидеры, пошли ещё дальше – и именно к ним относятся три “однотипных” обвинения во второй части пасука. Стали ворами, грабили простых людей, огрубели и обессердечились.

А вот Сфорно, наоборот, полагает, что Йешурун – это мудрые и духовно тонкие люди, способные предвидеть будущее. Но даже они не выдержали испытания изобилием, погрузились в гонку за материальными удовольствиями, утратили чуткость и способность воспринимать правду. То, в чём через 700 лет упрекнёт евреев пророк Йешуа. “От вина и хмельного путаются коэн и пророк”.

Множество граней душевного отупения заложено в перечне: “шаманта, авита, кашита” (мы перевели как “утучнел, растолстел, разжирел”). Например, “растолстел настолько, что складки жира на лице закрыли глаза”. Или: стал невероятно удачлив, силён и разжился имуществом. Обзавёлся золотом, скотом, плодами земли, родил сыновей. Виленский гаон связывает этот образ с тремя главными составами человеческого тела. Кости, костный мозг разбухли, кожа стала лосниться маслом, мясо и внутренние органы наполнились жиром.

А последствия неумеренного наслаждения богатством удручающи. Сытое, самоуверенное “животное начало” затемнит духовные устремления,- вплоть до отвержения самого Создателя. Комментаторы разбирают слово “поносил” и разъясняют стороны этого отступничества. Станете нарушать заповеди, совершать поступки, оскорбляющие Творца. Служить идолам и утверждать, что именно этого хочет Тора. Будете утомлять небеса своими жалобами и ссорами. Осмелитесь обвинять Всеведущего в якобы неправедном суде, что Он “воздаёт злом за добро”. Заявите, что лишь собственные силы и таланты привели к преуспеянию и не за что благодарить давшего их. Дойдёте даже до проклятий Отцу… В общем, приоткройте сборник модных философий и побеседуйте с приятелем на улице.

Мудрецы связывают 3 “ожирения” также и с тремя поколениями. С поколениями царей, запятнавших народ идолопоклонством: Иеровама, Ахава и Йеу. И доказывают из текста Торы, что общества, восстававшие против Всевышнего, делали это по достижению спокойствия и достатка. Поколение Потопа, поколение Вавилонской башни, люди Сдома и Аморы…

А теперь внимание! Тора намекает также на 3 поколения перед приходом Машиаха. Согласно трактату Сангедрин, в этих поколениях восторжествует безнравственность. Упрёки перестанут оказывать какое-либо воздействие (кроме озлобления тех, к кому обращены). Молодёжь привыкнет пренебрегать старшими и позорить их. Ученики станут насмехаться над учителями, дети не обращать внимания на родителей. Б-гобоязненность будет презренной и истиной станут пренебрегать. Гомосексуальность начнёт считаться респектабельной. Колдуны и кудесники заполнят газеты и телеэкран (пардон, здесь я перевёл текст Талмуда на современный сленг).

И объясняет Тора, к чему придут люди, забывшие Твердыню, которая создала их и привела в мир. Они без оглядки помчатся за деньгами и престижем, за меняющимися новомодными учениями. Ибо ничего другого не способны ощутить и даже помыслить. И, погрешая против Источника благ, они словно бы уменьшат Его силу даровать им блага. Подмешают в мёд полынь. Отныне Интернет прискачет совместно с пустословием и порнографией. Углублённые психологические техники — с раздутой гордыней и искажённым сознанием многих адептов. Атомная энергия породит Хиросиму и Чернобыль, развитая банковская система – кризисы доверия и миллиардные махинации…

А главное, как поясняет Хофец Хаим, в этих “отъевшихся” поколениях люди, верные идеалам Торы или пришедшие к ней после долгих исканий, не смогут рассчитывать на общественное признание. И потому их служение Б-гу станет более чистым. Служением ради истины. Служением из благодарности Создавшему и Ведущему нас. А оно дорогого стоит!

Урок: помните шлягер: “Думайте сами, решайте сами – иметь или не иметь?” Ведь большее достояние – это и большее испытание. Попробуйте взвешивать силы…

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com