Поделиться

“Браток, одолжи милльёнчик!” | Урок из главы Ноах

Бывало, за неверие и на костерок спроваживали… Опосля того в ГУЛАГ – “за сомнение в политике партии”. Эт кому во шо верить повелено…

Теперь представьте картину. 120 лет строит Ноах грандиозный ковчег. По прямому распоряжению Всевышнего, между прочим. Всеобщее осмеяние, пародии в газетах, на партсобраниях клеймят… Наконец: “Войди ты и всё твоё семейство в ковчег, ибо тебя Я увидел праведным в этом поколении”. Начинает крапать дождик, патриарх заносит в корабль провизию и скарб. Тора подтверждает: “И сделал Ноах всё, как повелел Г-сподь”.

Сразу следом за этим:

Потоп разлился водами по земле. И вошли Ноах, и сыновья его, и жена его, и жёны сыновей его в ковчег от вод потопа”.

Как бы мы прокомментировали такой отрывок? “Праведник беспрекословно исполняет Волю Отца небесного”. А Раши неожиданно взял да и припечатал: “Ноах тоже из маловеров был, верил и не верил”. Источник его утверждения – в древнейшем мидраше Берейшит раба. Наши учителя вообще любят сравнивать Ноаха с Авраамом, называя последнего “рош мааминим” , «главой верующих».

Претензия к Ноаху построена на том, что он целую неделю откладывал переселение в ковчег. Как раз тогда умер его дед, праведный Метушелах (Мафусаил), заслуги которого давали право на жизнь целому поколению. Теперь Творец забрал его, дабы не огорчать зрелищем уничтожения планеты. И всю траурную неделю шёл “предупреждающий дождь”,- который мог бы превратиться в благословеннный, если бы люди одумались. Б-г отсрочил уничтожение мира, давая последний шанс.

Спрашивают мудрецы, зачем эта неделя после 120-и лет безуспешных призывов? Видно же, что публика так погрязла в изобилии, уверенности в своём могуществе и распущенности, что “закусила удила”. Ответ на этот вопрос поможет нам понять и проблему Ноаха.

Говорят, есть разные уровни веры: вера интеллектуальная, вера чувственная и вера-ощущение. Ты можешь неплохо знать устройство мира, но… Почему-то болтать в синагоге перед лицом Всемогущего (!), или “отличаться” иным подобным образом. Теплее – если человек переживает эмоцию веры, доверяет Вседержащему и готов положиться на Его слово. Но высший уровень веры – это когда она подобна телесному прикосновению. Крепко взявшись за дверную ручку, ты же не думаешь, что плескаешься в озере? Мы привыкли доверять, надёжно полагаться на телесные ощущения и факты физического мира. Для того, чтобы дать людям ощутить реальность грозящего потопа, Б-г и послал недельный дождь.

Согласно Раши, Ноах, будучи пророком, несомненно доверял Создателю и знал, что потоп близок. Не зря же он трудился 120 лет! Но вот когда почти дошло до дела… Это просто не укладывалось в сознании. И он ждал прямого распоряжения Творца, надеясь, что не всё ещё потеряно.

Объясняя, рав Шваб приводит такой пример. Некто готов поручиться за “мистера Икс”. При встрече тут же одолжит ему сотню. Но вот если Икс попросит миллион… Он ещё раз хорошенько задумается: а вправду ли Иксу можно беспрекословно доверять? То есть доверие имеет “цену”, и “цена потопа” была на границе веры даже для праведного Ноаха. Помните, как люди не могли осознать падение “башен-близнецов” даже через месяцы после трагедии? Не укладывалось в голове.

Другие приводят для медлительности Ноаха резоны более похвальные. Например, он принципиально не желал верить в потоп, ведь вера обладает силой воплощать “веримое” в действительность. И Ноах боялся хоть как-то подтолкнуть гибель современников. И потому не хотел предпринимать никаких самостоятельных действий. Либо же, зная о милости Всемогущего, надеялся на отмену приговора. Один из комментариев так интерпретирует слова Раши: Ноах верил в “малых”, что духовно слабые люди всё-таки найдут в себе силы измениться и тем позволят Судье отменить наказание.

Но всё-таки, говоря дальше про Авраама, учителя находят существенную разницу. Да, тот тоже надеялся на отмену кары – Тора приводит его длинный спор с Всемогущим в защиту злодеев Сдома. Однако когда ему, столетнему, сообщено о будущем рождении сына, Авраам сразу поверил в такую “несуразность”. “И посчитал ему (Б-г) это в праведность”. Или — когда Творец повелел принести любимого сына Ицхака в жертву…

Вера Авраама была буквально “ощутимой”, слово Творца становилось для него абсолютно несомненным фактом. Переживалось отчётливо, как телесное ощущение. Именно это и есть настоящая вера. Ради которой можно не только одолжить миллион, но и привести к жертвеннику любимого сына… Именно потому евреи, потомки Авраама, оказались способны пережить тысячелетия осмеяний и преследований. Для наших отцов необходимость исполнять Всевышнюю Волю, соблюдать заповеди, бескорыстно помогать ближним и изучать Его Закон была несомненной, как падающий на плечи дождь. И излюбленные христинские призывы: “уверуйте, братия!” вызывали лишь саркастическую улыбку. Да что вы знаете о вере?!

Урок: истинная вера – это высочайший уровень непосредственной связи с тем, кому веришь. Её строят, что занимает годы упорного труда. Высшее достижение веры – “двекут”,- постоянная и ощутимая связь со Всемогущим, неизменная обращённость к Нему. Когда видишь не только людей и предметы, но и воплощённую в них Волю. Упрекать себя или другого в “маловерии” просто нелепо. Другое дело, если человек развалился на солнышке и ленится даже начинать…

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com