Поделиться

Братцы, берегите очки! | Зарисовка. Глава Ваэра

Очки, как известно, имеют две цели: помочь видеть и защитить глаза. Иногда, впрочем, они так запотевают… Совсем как те “очки”, через которые мы смотрим на мир. И тогда остаётся на выбор: протереть линзы, выбросить их или ослепнуть. Нечто подобное проделывал с нами Создатель в Египте. А нынче повторяет.

И наложу Я руку на Египет и выведу воинства Мои, народ Мой – детей Израиля из земли египетской великими судами. И узнают египтяне, что Я Вездесущий, когда простру Я руку Свою над Египтом и выведу детей Израиля из их среды”.

Любопытно, что на столь энергический текст довольно мало комментариев.

Орах ахаим, анализируя грамматику отрывка, утверждает, что речь здесь идёт о выходе на свободу различных типов “воинств”. Избранного воинства Всевышнего на земле – потомков Израиля и мириадов “воинств духовных”. “Моё присутствие, Шехина, тоже выйдет на свободу из заточения”. Его управление миром сокрыто сегодня за многообразием “природных законов”; Б-г словно бы “изгнан с земли”. Теперь Он готов продемонстрировать, «кто на кухне хозяин».

Раши даёт ко всему отрывку удивительно краткое пояснение: “действительно руку”. Ту самую руку, “простёртую над Египтом”, которая осуществит “воспитательные казни”. О ней после мора скота скажут египетские волхвы: “Это перст Б-жий”.

А в менее очевидной интерпретации — текст учит нас, что книжная премудрость и размышления не сильно помогают стать мыслящими людьми. Точнее, стать теми, чья мысль имеет реальную силу и может повести за истиной. Ведь большинство из нас, прикованных к галерам в “мире действия”, способны реагировать только на очевидные события. Ты долго будешь читать о вреде табака,- но откажешься от сигары, лишь увидав лёгкие мёртвого курильщика. Или – когда вытянется лицо врача над твоими анализами. Египтяне долго ещё будут «не знать» о едином Б-ге – пока каждого не коснётся…

И поэтому Творец вынужден срывать очки и простирать над странами руку — чтобы заставить людей взглянуть нареальность. Дабы фараон от изначального “Б-га я не знаю и Израиль не отпущу!” добрёл наконец до “Помолитесь и за меня!”. Уже в разрушенной империи, после казни первенцов и в страхе за свою жизнь. А сколько оптики можно было съэкономить!..

Мудрецы подробно рассматривают здесь вопросы свободы воли. Предыдущий пасук предупреждал: “укреплю Я сердце фараона”. Дам ему силу устоять перед ужасом наказаний и продолжить прежнюю политику. “Чтобы умножились Мои знамения в земле египтеской”.

Поначалу нам кажется, что спор равинов идёт вот о чём: лишился правитель Египта свободной воли или нет? И в какой момент? По сути же, наши учителя обсуждают границы возможностей человека и его ответственность за мир.

Лейтмотив: человек способен изменять уровень свободы своего выбора. Например, тому, кто долго и тяжко грешил и особенно, если он подтолкнул к растлению многих,- придётся прилагать исключительные усилия, чтобы изменить путь. Протереть себе очки и выйти из состояния “учёного робота”. Перед человеком же праведным, искателем истины – широкое поле возможностей. Он во многом хозяин своей судьбы. Это полезно понимать и не забывать, кстати, политикам, деятелям культуры, журналистам…

Мальбим подмечает любопытную деталь: “И узнает Египет” так до конца и не сработало! Психологическая инерция – ужасно могучая штука! Да, волхвы признали власть Вездесущего, да, фараон и сановники наконец сообразили, что страна гибнет от их настойчивого безбожия… Но – многие египтяне слишком неглубоко восприняли “месседж” о всесилии и вездесущести “еврейского Б-га”. Они даже погнались за вчеравшими рабами по неведомо как возникшим коридорам в водах Чёрмного моря! А вдруг Он там не хозяин? Или Он утомился и передумает? За что, естественно, и поплатились жизнью.

Говорят учителя, через казни и чудеса целый мир смог увидеть, что Творец правит всем сотворённым и в любой момент может изменить его по Своей воле. Землетрясением, войной, финансовым кризисом… А то и очевидными “поправками” к привычным для нас “законам природы”. И, поскольку “мера милосердия превосходит меру строгости не меньше чем в 500 раз”, мы можем быть спокойны. Можем быть уверены, что в какой-то, надеюсь весьма скорый момент, нынешнее полусонное безразличие к Б-гу, душе и вечности заставит нас отбросить простёртая над нами “рука”. Ведь сказано в пасуках: “и выведу детей Израиля из их среды”. Комментаторы понимают это не только как физическое собирание рассеянных по всей империи (Земле) рабов, но и как выход из главенствующего в обществе мировоззрения.

Интересно, что после еды, перед началой большой благодарственной молитвы мы в праздничные дни читаем псалом: “Песнь ступеней…”. Ту (из 15-ти таких песен), где сперва сказано: “Возвеличит Создатель деяния Свои перед ними”, а лишь следом: “Возвеличит Создатель деяния Свои для нас”. Говорят, умный учится на ошибках соседей. А того, кто поупрямей – непосредственно “трогают за живое”. Известный комментарий “Сехель тов” (“добрый разум”) толкует из сравнения нескольких текстов: пока Моя рука простёрта над ними, есть у них страх Б-жий, когда же Я убираю назад Свою руку – пропадает и трепет. И тогда снова приходит – вначале “перст”, затем целая “рука” и сбивает с носов непротёртые линзы. Иногда вместе с носами. “Ребята, берегите очки!”

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com