Всевышний обещает Аврааму — «И я сделаю тебя великим народом» (Берешит, гл. 12, ст. 2).
Очевидно, что здесь идет речь о потомках Авраама. А что же с ним самим?
В Танахе (книга пророка Йегошуа, гл. 14, ст. 15) встречается выражение — «Человек большой среди великанов».
В Талмуде (трактат Софрим, гл. 21) разъясняется, что это — Авраам. Там же сказано, что рост Авраама соответствовал росту семидесяти четырех человек. Авраам ел и пил как семьдесят четыре человека. И по силе своей он равнялся тоже семидесяти четырем.
Интересно, что в Торе мы не находим больше намеков на богатырскую силу Авраама и на его богатырский аппетит. Правда, мы знаем, что Авраам, освобождая плененного Лота, победил четырех царей. Но эту победу он одержал явно не из-за своей особой физической силы.
Так был ли в действительности Авраам богатырем и великаном? Был ли он ростом с семьдесят четыре человека? Съедал ли за раз семьдесят четыре обеда?
Попытаемся выяснить это.
В описании дарования Торы на горе Синай читаем: «И поднялись Моше, Аарон, Надав и Авиhу, и семьдесят старейшин Израиля. И увидели они Всевышнего… И созерцали они Творца, и ели и пили» (Шемот, гл. 24, ст. 9-11).
Привлекает внимание фраза — «И созерцали они Творца, и ели и пили». Трудно представить себе, что человек, удостоившийся лицезреть Всевышнего, может при этом что-то жевать. Вот Всевышний, а вот отрыжка. Простите. А можно еще попкорна и колы?
Я, конечно, не имею подобного опыта (нужно признаться), но мне, почему-то кажется, что тот, кто лицезреет Творца, объят таким трепетом, что непонятно — может ли он в этот момент дышать? А то, что при этом кусок ему в горло не полезет — ни у кого сомнений не вызывает.
Но почему же тогда в Торе написано «ели и пили»?
Очевидно, явление Творца, открыло такие запредельные возможности постижения, для определения которых и слов-то в человеческом языке еще нет. Поэтому в Торе они названы — «едой и питьем». «Еда и питье» в данном случае — эвфемизм, метафора для обозначения духовных явлений.
Сообщая нам о невероятном росте Авраама, Учителя, конечно же, не хотели сказать, что он был более ста двадцати пяти метров в высоту. Они подразумевали его духовный рост, подчеркивая, что по своему духовному уровню Авраам был как Моше, Аарон, Надав, Авиhу и семьдесят старейшин Израиля, вместе взятые.
То же самое — и в отношении еды и питья. Речь идет не о богатырском аппетите Авраама, но — о его способностях совершать духовную работу.
В духовном смысле Авраам действительно был великаном.
От Ноаха до Авраама в Торе перечислено семьдесят четыре имени. А в трактате Авот (гл. 5, мишна 2) Учителя отмечают, что в период между Авраамом и Ноахом сменилось десять поколений.
Все они, с большей или меньшей долей успеха, занимались одним и тем же — гневили Всевышнего. Их энергия, их жизнь была направлена на то, чтобы втоптать в грязь, в духовную нечистоту исходящую от Творца духовность. Пока не пришел Авраам и не начал работу, направленную на высвобождение из духовного плена искр святости.
За это Авраам получил награду, которой не удостоились все предыдущие поколения с их семьюдесятью четырьмя лидерами во главе.
Вот какие мысли хотели донести до нас Учителя о нашем праотце Аврааме, говоря о его гигантском росте и о богатырском аппетите.
на основе комментариев Виленского Гаона
(раби Элиягу из города Вильно, Литва, 18-й век; назван Гаоном — почетнейший титул — за исключительные знания всех разделов Торы и праведность)
и раби Авраама-Мордехая Алтера
(Ребе Гурских хасидов; чаще упоминается под “псевдонимом”, образованным от названия серии его книг — Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века)