Поделиться

Был ли прав раби Шимон бар Йохай? К Лаг баОмеру

Глава 1:

Мудрецы Торы, которые жили в то время, когда Землей Израиля правили римляне, однажды поспорили:

Раби Йегуда говорил: «Как прекрасны дела этого народа! Они устраивают площади, строят мосты, открывают бани!». Раби Йоси промолчал. Раби Шимон бар Йохай категорически не согласился со словами раби Йегуды. Он сказал так: «Все, что они делают, они делают только для себя. Они отремонтировали улицы, чтобы запустить на них развратных женщин. Бани – чтобы услаждать там свои тела. Мосты – чтобы собирать с них налог». Один из их учеников услышал этот спор и пересказал его друзьям, и в конце концов предмет спора стал известен римлянам. Они решили убить раби Шимона бар Йохая, и ему пришлось бежать и скрываться. Целых тринадцать лет они с сыном прятались в пещере.

Много раз Гемара рассказывает нам о том, что было когда-то давно, но иногда она рассказывает о том, что еще только будет!

Например, в трактате «Авода Зара» Гемара рассказывает, что в будущем все народы мира явятся на суд перед Вс-вышним. Когда войдут римляне, Вс-вышний спросит их: «Чем вы занимались?». Они ответят: «Властелин мира! Много площадей мы устроили, много бань открыли, много золота и серебра собрали, — и все это мы делали только ради сыновей Израиля, чтобы они занимались Торой!». И скажет им Вс-вышний: «Глупцы вы этакие! Да ведь все это вы делали для себя! Вы устраивали площади, чтобы запустить на них развратных женщин. Вы открывали бани – чтобы услаждать там свои тела. А золото и серебро – Мое, согласно сказанному: «Мое золото, и Мое серебро, слова Б-га Воинств»!».

Очень любопытно!

Гемара вкладывает в уста Вс-вышнего слова раби Шимона бар Йохая. То есть Гемара как бы говорит, что слова раби Шимона бар Йохая – это слова Б-га живого! Но тогда как же могло быть, что раби Йегуда и раби Йоси спорили с ним???

Глава 2:

Этот вопрос задает один из комментаторов Талмуда (раби Шмуэль Айделес, 1555-1631). Он отвечает, что на самом деле раби Шимон и остальные таннаим не спорили. Все знали горькую правду: римляне строили площади, мосты и бани только для самих себя. Об этом никакого спора не было.

Спор был о том, стоит ли говорить это вслух!

Раби Йегуда утверждал, что об этом можно говорить только намеком. Он сказал, что дела этого народа прекрасны. Но он не сказал, что думает о причине, по которой римляне сделали все это. «Устроили улицы». Для чего? Об этом раби Йегуда ничего не сказал.

Раби Йоси предпочел промолчать.

Только раби Шимон высказал правду ясно и четко.

Когда ученик услышал слова раби Шимона, он понял, что необходимо провозглашать истину громко и четко, так что пошел и рассказал об этом всем своим друзьям… Так что в конце концов слова эти достигли слуха римлян… Не это имел в виду раби Шимон…

Другими словами:
Не все, что думают, — произносят.
Не все, что произносят, — пишут.
Не все, что пишут, — публикуют.

Глава 3:

Каждый из нас время от времени сталкивается с людьми, поступки которых хороши, а вот намерения… гораздо хуже.

Мы иногда попадаем в такие ситуации в личной плоскости, иногда – в семейной, общественной, политической…

Как реагировать? Молчать? Реагировать намеком? Высказаться прямо, но только в кругу семьи? Или, может быть, позволить нашему мнению выйти за пределы дома?

Сложный вопрос.

Гемара предлагает нам общее правило, с которым следует подходить к этому вопросу:

«Как заповедь требует от человека сказать то, что будет услышано, так заповедь требует от человека не говорить того, что не будет услышано».

Если мы полагаем, что люди нас услышат, поймут нас, если от сказанных нами слов будет польза – мы обязаны произнести их. Но если мы полагаем, что от сказанных нами слов пользы не будет, а будет вред, — нужно промолчать и не произносить их.

Автор статьи: Рав Яков Баум
Перевод статьи: Рав Александр Кутуков

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com