Поделиться

Чего ожидать от братишки? | Зарисовка. Глава Ваишлах

Мир стемительно привыкает к дикости. Бряцанье железом всё отчётливей. Масскульт, примитивизм не без успеха вытесняет настоящую культуру. Полезно послушать, что говорят мудрецы Торы о встрече братьев – человека духа и культуры Якова с воином и политиком Эсавом.

Яков молился:

Пожалуйста, вызволи меня из рук брата моего, из рук Эсава, ведь боюсь я его – вдруг придёт он и убьёт мать на детях!”.

Рав Гирш обозначает конфликт братьев как спор между счастливой семейной жизнью и стремлением к политической власти и могуществу. Яков пришёл с жёнами и детьми и о них беспокоится, Эсав – глава отряда из 400 воинов.

Интерпретируется встреча и как противостояние вечного с временным. Эсав, продавая первородство, объявил: “ведь я иду умирать”. Яков вскоре ответит брату: «есть у меня всё» — что возможно только в мире духа. Интерпретируется встреча и как спор между личными стремлениями и страстями — и всечеловеческим. Как противостояние между естественным эгоизмом и высшей миссией человека…

Но почему Яков так боится (не Б-га!)? А зачем повтор “из рук брата, из рук Эсава” – ведь у него только один брат? Почему, наконец, «мать», а не “матери” (ведь у каждой из четырёх жён Якова дети)?..

Классическое объяснение повтора: “брат… Эсав” – спаси меня от рук брата, который ведёт себя не как брат, а как злодей Эсав! Говорят также, что Яков умолял о защите против двух различных опасностей. Чтобы он убил меня я, конечно, не хочу. Но избавь меня и от необходимости убивать брата! Помоги мне уберечься как от его злобы, так и от его любви. Причём от братства защититься сложнее, наш праотец сперва просит об этом. Иначе разбредутся мои дети по чуждым и соблазнительным культурам, переженятся неведомо с кем…

Спаси меня также от рук брата-еврея, воюющего с Твоей Торой – “руки которого подобны рукам Эсава”. Без поддержки и науськивания этого “брательника” Эсав куда менее опасен. Сомневаетесь? Пробегитесь по новостям… Кто натравливает соседей и весь мир на народ Страны и её защитников?

Отчего же Якову страшно? “Уменьшился я от всех благодеяний Твоих” – не исчерпал ли я полагающуюся мне помощь, спасшись от козней колдуна и обманщика — тестюшки Лавана? Кроме того, Твоё обещание о защите касалось меня – одинокого и бедного. Теперь же со мною жёны, дети, слуги, имущество. Тот ли я? А вдруг это враждебное войско уничтожит всех, оставив лишь меня невредимым?

Ты обещал, что от меня произойдёт великий народ. И если я стал недостоин этого и обетование не исполнится, не будет ли так осквернено Твоё Имя? Мудрецы говорят: “праведник всегда трепещет”. Не за себя – но не исказил ли он своё предназначение? Не умалится ли из-за него Слава небес?

Мать на детях”… По простому смыслу, речь о Лее, пришедшей с шестью детьми. А у Эсава всего 4 наследника от трёх жён (и ещё один сын-мамзер). Завидно! Причём имелась у него и причина на Лею особенно злиться. С младенчества родители предназначали её, старшую, Эсаву, а Рахель Якову. Но Лаван сжульничал, подсунул зятю сперва другую дочь… И получил Яков, по сложному и многоходовому замыслу небес, в жёны обоих сестёр вкупе с первородством и отцовским благословением.

Говорит мидраш, что Эсав горько возопил, узнав, что его благословение досталось Якову, и уронил две слезы. Из-за одной, про потерю первородства, разрушен 1-й Храм. Не эсавлианами, а вавилонянами – Эсав же отдал первородство сам, добровольно — не ему мстить! Другая, за похищенное благословение, стоила нам 2-го Храма, сожжённого непосредственно римлянами. Помимо идеологии, во многом заимственной воинственным и политизированным Римом у Эсава, часть патрициев являлись его прямыми наследниками. Потомки старшего сына Эсава Элифаза переселились в Италию и были среди основателей нового государства.

Третья же слеза осталась в глазу Эсава – “если бы она капнула, был бы спалён и третий Храм”. А так наши бедствия “ограничились” долгим галутом. Не о Лее ли эта слеза? В ответ на слёзы самой Леи, проплакавшей глаза в ужасе от перспективы стать женой бравого убийцы.

Говорится, что в конце изгнания народ Израиля будут называть по имени царственного сына Леи – Йегуды («иудеи, иудаизм»). Царь Давид, первый Машиах Израиля – из его семени. А ожидаемый нами вскоре последний Машиах – “сын Давида”. Но ведь Давид родился, как и Эсав, красноватым! Объясняет Виленский гаон, что человек может использовать склонность к кровопролитию на разбой (как Эсав), но может стать и хирургом, моэлем, шойхетом, солдатом-защитником – подобно Давиду.

Не Давиду ли среди потомков Якова позавидовал Эсав, силясь испустить третью слезу? Вспомним, что Давиду подарил, согласно древнему комментарию, 70 лет своей жизни лично Первый Адам…

Усиление воинственности в мире перед началом новой эпохи, эпохи Третьего Храма, увы, логично. Ведь ещё одно из значений “мать на детях” – Шехина (Б-жественное Присутствие) над детьми Израиля. Её хочет изгнать, лестью, хитростью или взрывом современное эсавлианство. Не случайно злобные твари с автоматами ныне бросаются на синагоги. Мы уже про это говорили…

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com