Поделиться

Черные козы впереди белых овец

Описание первого дня Сотворения мира, дня, в который были созданы свет и тьма, завершается словами: «И был вечер, и было утро: день один» (Берешит, гл. 1, ст. 5).

По ассоциации вспоминается одна историю из Талмуда (трактат Шаббат, лист 77).

Как-то раби Зейра, идя по улице, увидел раби Йегуду, который стоял возле дверей дома своего тестя и явно был в хорошем расположении духа.

«Сейчас подходящий момент», — подумал раби Зейра, — «чтобы задать ему вопрос об Устройстве мира».

Обычно, раби Йегуда не любил распространяться на эту тему, опасаясь, что его могут неверно понять. Но сейчас, кроме них двоих, на улице никого больше не было. Поэтому возможность ошибки исключалась. И раби Зейра спросил:

— Почему мир так устроен, что козы идут впереди овец?

— Так устроен мир, — был ответ. — Сперва наступает вечер, неся с собой темноту. Его сменяет утро, озаряя мир светом. А черные козы идут впереди белых овец…

Ответ раби Йегуды содержит в себе глубокий смысл.

Греческая цивилизация уподоблена козлу. Как сказано в Танахе: «И вырос козел чрезвычайно, а когда стал он сильным, сломался большой рог у него» (книга пророка Даниэля, гл. 8, ст. 8).

В другой книге Танаха еврейский народ назван овцой. И мы читаем: «Израиль — отбившаяся овца» (книга пророка Йермиягу, гл. 50, ст. 17).

Во времена Храма, Израиль был под властью греческих царей. И только спустя много лет, после победы Хашмонаим (Хашмонеев), возобновилось иудейское царство.

Очевидно, в этом и заключался вопрос рабби Зейры — почему во времена Второго Храма сначала правили Израилем черные козы (греческие цари), и только потом их сменили белые овцы — цари еврейские?

Так повелось еще со времен Сотворения мира, — ответил раби Йегуда, — Сначала была темнота ночи, затем наступил день, неся с собой свет.

Слова «и тьма над бездною» (Берешит, гл. 1, ст. 2) содержат в себе намек на власть греков. Потому что у сынов Израиля от их правления потемнело в глазах.

А потом появился свет. Свет ханукального чуда, которое знаменовало собой конец греческого галута (изгнания).

Согласно еврейской традиции, день начинается — с вечера, начинается темнотой. А у народов мира начало дня знаменует — утренний свет.

Для сынов Израиля главное — не пребывание в нынешнем мире, но — в мире Будущем. Поэтому у нас вначале идет — ночь, а за ней наступит день, который расцвечен первозданным Светом первого дня творения, спрятанным до той поры.

В отличие от народов мира, которые стремятся жить сегодняшним днем, полагая, что в будущем их ждет только темнота, только ночь.

на основе комментариев Магарша
(комментатор Талмуда, Польша, 16-й век)

и рава Цви-Песаха Франка
(главный раввин Иерусалима; Литва – Эрец Исраэль, первая половина 20-го века)

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com