Поделиться

Четыре бокала и Четырехбуквенное Имя

Связь четырех бокалов, которые мы пьём на седере, с четырьмя буквами Святого Имени интуитивно понятна. Здесь я хочу привести источники, которые подтверждают это интуитивное понимание.

Одним из первых каббалистов, устанавливающих связь четырех бокалов вина с четырьмя буквами Святого Имени был рав Йосэф Каро в книге “Магид мийешарим”. Сразу нужно оговорить следующее: сведения из этой книги рав Каро получил посредством откровения от ангела, которого он называл Магид, т.е. вестник. Однако, в этой книге идёт речь не о четырех бокалах седер Песах, а о четырех бокалах вина шаббата: первый бокал — это бокал кидуша, соответствующий букве Йюд; второй — бокал Биркат а-мазон после вечерней трапезы, соответствующий букве hей; третий — бокал Биркат а-мазон после утренней трапезы, соответствующий букве Вав; четвертый — бокал Биркат а-мазон после третьей заповедной трапезы, соответствующий букве hей.

Он также говорит в этой книге о четырех бокалах Песаха, которые связаны с четырьмя словами Вс-вышнего об избавлении от рабства, с четырьмя “ногами” Меркавы, с тремя прародителями еврейского народа и самим народом Израиля. И как раз в словах о четырех “ногах” Меркавы кроется связь с четырьмя буквами Святого Имени (эта связь объясняется в Ялкут Хадаш через милуим другого Святого Имени).

Чтобы пойти дальше, вспомним, когда выпивают эти четыре бокала:

  1. Кидуш — освящение дня
  2. Магид — рассказ об исходе
  3. Биркат а-мазон — благословение после трапезы
  4. Алель, нирца — прославление чуда в конце седера

Открыто о связи четырех бокалов с буквами Имени говорят другие источники. Например, рабейну Бахьё в Биур аль а-Тора, в комментарии на главу Бо говорит, что четыре бокала соответствуют буквам Святого Имени.

Первый бокал соответствует букве Йюд, так как Йюд — связано с освящением (кидушем) через слова из Теhилим 134, 2: Вознесите руки (ידיכם) ваши в святости и благословите Г-спода. Здесь используется омонимичность названия буквы Йюд (יוד) и слова “рука” — “йад” (יד). И тогда слова пасука можно будет понять, как: Вознесите букву Йюд в Кидуше…

Второй бокал соответствует этапу седера, на котором рассказывают о десяти наказаниях Египта и о чудесах. Рабейну Бахъё говорит, что все наказания и чудеса, которые случились в то время, имели корень в первой букве hей. И ей соответствует второй бокал.

Третий бокал — это бокал Биркат а-мазон, послетрапезной молитвы, и ему соответсвует буква Вав, которую рабейну Бахъё называет небесами и приводит пасук из Мелахим I 8, 39, начинающийся с буквы Вав: А Ты ( וְאַתָּה) услышь с небес, с места обитания Твоего… А так как небеса — источник дождя, от которого питается земля и порождает хлеб, то и буква Вав из Святого Имени является духовным корнем пропитания нашего мира и должна быть связана с Биркат а-мазон.

Четвертый бокал — это бокал Алеля, которому соответствует последняя буква hей. После того, как мы наливаем четвертый бокал, мы говорим: Излей ярость Твою на народы, не знающие Тебя… Подобно тому, как во втором бокале мы обнаружили связь буквы hей с наказаниями египтян, так и здесь мы видим, что эта hей также отвечает за меру суда, которая распространится на народы-идолопоклонники в будущем.

Это объяснение можно встретить также в Сефер а-мусар. Также РаМХаЛь в Маамар а-хохма открыто ставит в соответствие четырем бокалам — четыре буквы Святого Имени.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com