В нашей недельной главе есть такая фраза: «Когда Имя Творца провозглашу, воздайте величие Всевышнему» (Дварим, гл. 32, ст. 3).
О чем она?
В молитве мы произносим: «И за это мы благодарим Тебя, благословен Всевышний, которого подобает благодарить». То есть — только за то, что мы удостоились благодарить Всевышнего, мы должны благословлять Его.
Об этом и идет речь в нашем фрагменте.
«Когда Имя Творца провозглашу…». За то, что могу провозглашать Имя Творца, я должен «воздать величие Всевышнему».
В Талмуде (трактат Песахим, лист 50) говорится, что мы пишем Имя Всевышнего, состоящее из четырех букв — йуд, hей, вав и hей. Но пока мы не вправе прочесть это Имя так, как оно написано. Вместо этого мы читаем — «Ад-о-най».
В будущем, когда придет окончательное избавление (геула), произнесение четырехбуквенного Имени станет — возможным.
Сейчас за добро, что посылает нам Творец, — продолжают в Талмуде Учителя (там же), — мы благословляем Его особым благословением: «hа-тов вэ-hа-метив» (по доброте своей, дарующий добро). А услышав о несчастье (не допусти этого Всевышний!), произносим: «барух даян hа-эмет» (благословен Судья справедливый).
Но в Грядущем мире останется только бераха (благословение) — «hа-тов вэ-hа-метив».
Возникает вопрос: почему? Что, в мире будущего не будет несчастий, исчезнет зло?
От Всевышнего не может исходить зло, ведь Он — Абсолютное Добро. Поэтому все, что посылает нам Творец — Он посылает нам на благо. Только порой добро сокрыто от наших глаз. Иногда нам кажется, что жесткие обертки мрачных цветов и есть подарок Всевышнего.
Но настоящий подарок — внутри. И это — добро. Только его за плотной защитной упаковкой — нужно уметь отыскать.
В будущем мы поймем, что то, что казалось нам злом, лишь служило защитным слоем, оберегая добро. И, в конце концов — послужило нам на благо. Когда осознание этого придет к нам, благословение «барух даян hа-эмет» станет ненужным.
Об этом говорится в нашем фрагменте.
«Когда Имя Творца провозглашу» (когда в будущем смогу произнести четырехбуквенное Имя) — тогда «воздайте величие Всевышнему» (тогда поймете, что нужно возвеличивать и восхвалять также и Имя Элоким, олицетворяющее меру суда). Поскольку и суд, то есть ограничения — тоже на благо.
на основе комментария рава Йехезкеля Ландо
(автор книги «Диврей Йехезкель», Прага, 1713-1793 гг.)