Поделиться

Что говорит иудаизм о наказании, как средстве воспитания детей?

Многие знают фразу, сказанную царём Соломоном — «Хосех шивто, соне бно» — «Жалеющий палку ненавидит сына своего». Но, что именно подразумевают иудаизм, говоря о наказаниях детей, как средстве их воспитания? Об этом в данной статье.

Одна из основных областей воспитания, про которую многие задаются вопросом — это наказание детей как средство их воспитания. Некоторые думают, что детей следует воспитывать с помощью наказаний, но это мнение в корне неверно. Наказание должно быть последним средством в воспитании детей родителями.

Воспитание является наиважнейшей задачей любого родителя, по отношению к своим детям. Успешное воспитание детей обещает преемственность и передачу наследия и Торы через поколения.

Воспитание детей лежит на плечах каждого отца и матери, и никто не может сказать — «Я увольняюсь с этой должности». С другой стороны, воспитание сидит глубоко внутри родителей, по своей природе они сами хотят дать своим детям хорошее воспитание.

Царь Соломон, мудрейший из людей, написал в книге Мишлей (Притчи царя Соломона) (13, 24): «Хосех шивто, соне бно» — «חוֹשֵׂךְ שִׁבְטוֹ שׂוֹנֵא בְנוֹ» (Жалеющий палку ненавидит сына своего). Буква «Шин» (ש) в слове «хосех» (חושך) — произносится с левой огласовкой, как буква (Син) — похоже на букву «Самех» (ס). Эти строки говорят о том, что отец, который жалеет (хосех) и не даёт (ударов) своему сыну палкой из-за своей «любви» к нему, он на самом деле «ненавидит» своего сына. Ведь если бы он действительно любил своего сына, он не жалел бы для него палки, давая ему расти, как дикий сорняк, а следил бы за тем, чтобы его сын шёл по правильной дороге.

Даёт ли царь Соломон своё одобрение на воспитание через наказание, или, не дай Б-г, через битье?

Конечно же нет. Мы сейчас поясним, что Царь Соломон имел в виду.

Есть 2 вида палок. Первый вид называется «Макель Ховлим» (Палка Битья) — с этой палкой бьют и наносят ранения, а второй вид называется «Макель Ноам» (Палка Приятности). Так писал пророк Зхария: «И возьму я себе две палки, одну назвал приятность (ноам), а другую назвал битьё (ховлим), и буду пасти стада (Зхария 11, 7) [Примечание — перевод на русский примерно отображает смысл написанного в оригинале («וָאֶקַּח לִי שְׁנֵי מַקְלוֹת, לְאַחַד קָרָאתִי נֹעַם, וּלְאַחַד קָרָאתִי חֹבְלִים, וָאֶרְעֶה אֶת הַצֹּאן»)]. Палка «Ноам» — это тоже палка, но она не причиняет боль. Когда мы поддерживаем ребёнка — это тоже палка, но это палка приятности. Если ребёнок сделал что-то хорошее и мы даём ему сладость — это тоже палка, макель ноам.

Известный мидраш говорит о том, что: «Нет ни одной травинки, у которой нет своей судьбы на небесах, которая «бьёт» её и говорит ей — Расти! (Берешит Раба, 10). Это значит, что у каждой былинки и растения есть сила, которая заставляет его расти, и эта сила называется мудрецами «мака» (удар).

Это и есть то, что имел в виду Царь Соломон в своих замечательных и глубоких словах: «Хосех шивто, соне бно». Имеются в виду не физические удары ребёнка, а направление его роста в правильном направлении.

Публикуется с разрешения проекта «Хидабрут на русском»

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com