Поделиться

Что мы выбираем, «Марш Мендельсона» или «Арба Бавот»?

Свадебный марш, который знаком, пожалуй, всем женихам и невестам, называется по имени композитора Якоба Людвига Феликса Мендельсон-Бартольди. И прозвучал он первый раз в пьесе «Сон в летнюю ночь» по пьесе Шекспира. «Свадебный марш» изначально не предназначался для того, чтобы использовать его на свадьбах. Но после бракосочетания (1858 г.) кронпринца Пруссии Фридриха Вильгельма IV и английской принцессы Виктории Адельгейд, где принцесса настояла на его исполнении, бравурный и ликующий марш Мендельсона сразу и навсегда утвердился в качестве свадебного.

Интересно отметить, что у Шекспира под «Свадебный марш» регистрируют брак герои комедии – Осел и заколдованная Королева. Иначе говоря, этот марш можно назвать «регистрацией ослиного брака», а в целом «Свадебный марш» есть не что иное, как насмешка композитора над пышным торжеством бракосочетания.

Еще один примечательный факт об этой мелодии. Провожая войска на русско-турецкую войну в 1877 году, император Александр II поразился выправке солдат лейб-гвардии Казачьего полка: «На войну идут, как на свадьбу!», после чего официально назначил маршем этого полка свадебный марш Мендельсона.

У Мендельсона было все, одно лишь омрачало его судьбу – он родился евреем. Этот факт многие годы очень беспокоил его отца, так как по закону государство при желании могло бы в одну ночь лишить его всего имущества. Поэтому Авраам Мендельсон всячески скрывал свое богатство и хранил сокровище в стенах простого дома. Как-то в детстве Феликс вернулся вечером домой из певческой школы, горько плача. Подбежав к отцу, он рассказал, как дети насмехались над ним, когда они исполняли песнопения «Страсти по Матфею». Они кричали: «Посмотрите на этого еврейского мальчика, поющего Христу!» Услышав все это, отец тут же принял решение: на следующий же день он повел своих детей в лютеранскую церковь, где с помощью нескольких капель воды их окрестили в христианскую веру, признаваемую государством. Так в 7 лет маленький Феликс официально стал христианином.

При нацистском режиме во время Второй Мировой Войны имя Мендельсона, еврея по происхождению, было вычеркнуто из страниц истории немецкой музыки, а памятник, установленный перед зданием Лейпцигской консерватории, снесли и продали на металл.

Теперь поговорим о мелодии (нигуне) «Арба бавот» – мелодии «четырех врат».

Эту мелодию сложил Альтер Ребе, основатель движения «Хабад». (Рабби Шнеур-Залман из Ляд, известный как Алтер (Старый) Ребе, родился 18 элула 5505 (1745) г. в Лиозно Могилевской губернии. Его родителями были рабби Барух и Ривка. Он является прямым потомком знаменитого Маараля из Праги, род которого восходит к потомкам дома Царя Давида).

Название «Арба бавот», предполагает, что, когда звучит эта мелодия, то наша душа как бы поднимается на четыре уровня, каждый раз проходя очередные ворота святости. Мотив составлен из четырех частей, соответствующих четырем духовным мирам: Ацилут, Брия, Йецира и Асия.

  • Ацилут – высший уровень неотделимости творения от Создателя.
  • Брия – уровень мыслей.
  • Ецира – уровень эмоций.
  • Мир Асия – уровень действия.

В «ХАБАДе» ее исполняют как «свадебный марш». По традиции, он звучит во время шествия жениха и невесты под хупу.

Именно в этот момент, когда происходит рождение нового человека, когда две половинки становятся одним целым, наша душа поднимается на четыре уровня. Когда наши действия, эмоции и мысли устремляются к высшему уровню полного добра. Известно, что в мире Асия преобладает зло, в мире Ецира зла и добра поровну, в мире Брия добра больше, чем зла, а Ацилут – это добро в чистом виде. Именно поэтому в самый важный момент нашей жизни души жениха и невесты поднимаются в мир Ацилут, где Б-жественный Свет сияет открыто и без границ.

Так же Ребе Раяц – Шестой Любавический Ребе, проводит ассоциацию – с четырьмя буквами Имени Всевышнего.

  • Первая часть нигуна соответствует первой букве Имени .י
  • Вторая буква Имени ה
  • Третья буква ו.
  • Последняя буква Имени – снова ה

Кстати, именно это объясняет запрет исполнения этой мелодии в будни: как Имя Всевышнего нельзя произносить напрасно, и поэтому символизирующий Его нигун поем только в самые важные и ответственные моменты.

Так что же лучше – «Марш Мендельсона» или «Арба бавот»? Хотел ли Мендельсон высмеять таинство брака или нет? Навряд ли мы узнаем, чего хотел сам композитор, но результат очевиден – для многих, много лет подряд, это настоящий свадебный марш, благословляющий и прославляющий молодых, марш-пожелание счастливой и долгой совместной жизни. Марш этот – произведение глубоко светское, мирское, безусловно, но, и это также безусловно, отмеченное дыханием Всевышнего, как всякое творение гения.

«Арба бавот» – произведение чисто религиозное, ведущее слушателя совсем иными путями. Уступая творению Мендельсона в изобразительной силе, нигун уводит нас на вышние пути. Это напев-напутствие, маяк, пытающийся дать душе шанс не заблудиться на том единственном пути, по которому ей надо идти.

И какой же выбор следует признать лучшим? И есть ли этот лучший выбор? Тут, как и во всем остальном, Всевышний оставляет нам шанс и обязанность сделать собственный выбор, сделать выбор правильный.

Какая музыка должна звучать на свадьбе? Ну, в первую очередь, конечно, хорошая. Эта смелая подсказка уже ограничит нас в выборе. А дальше? Посмотрите в глаза человеку, который будет рядом с Вами всю оставшуюся жизнь, прислушайтесь к дыханию любимого – это главная подсказка. Если выбор сделан правильно, то и ответ придет сам собой, и ответ этот будет верным.

Дай Б-г много счастья еврейскому народу. И чтоб было как можно больше свадеб, создавалось как можно больше счастливых еврейских семей. А уж с какой мелодией это будет происходить – каждый выберет сам.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com