Что общего у Пурима и Шавуота? - Александр-Цви Сыпков
Рубрики

Что общего у Пурима и Шавуота?

Помочь уроку

Неизбежно приближающийся праздник Пурим имеет много общего с праздником Шавуот. Это известно. Как Шавуоту предшествуют дни счета омера, так и перед Пуримом Мордехай в школах стал учить законы омера. Как в Шавуот евреи приняли Тору, так и в дни Пурим евреи приняли Тору повторно (так написано в трактате Шаббат 88).

Однако, есть разница – в пустыне евреи приняли Тору вынужденно, а в дни Пурима добровольно.

И об этой связи Пурима, омера и получения Торы мне напомнил, как ни странно, пасук из Мишлей 9, 1:

חָכְמוֹת בָּנְתָה בֵיתָהּ חָצְבָה עַמּוּדֶיהָ שִׁבְעָה
Мудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его.

Этот пасук интересен с самого первого слова: слово “мудрость” написано во множественном числе – “хохамот” вместо “хохма”. Рав Моше-Довид Валли в комментарии на это место поясняет, что это указывает на две Торы – Устную и Письменную. И это логично – везде в Торе, где указывается множественное число без указания конкретного количества, мы понимает это как число два: множественное число – это не менее двух. Итак, Хохма (Мудрость), о которой говорит – это раскрытие Творца в момент получения Торы.

Семь столбов нам намекают (хотя намеком это назвать сложно, потому что это практически очевидно) на семь недель, предшествовавших получению Торы. И вот тут надо мысленно перенестись в начало 16 нисана, когда мы начинаем считать дни омера. Мы неизбежно вспомним мелкий шрифт в сидуре (правда, не во всех), где возле каждого дня указывается доховный этап раскрытия Торы, записанный языком сфирот. Например, в первый день счета омера – это Хесед в Хесед, потом Гвура в Хесед и так далее. Каждая неделя заканчивается приблизительно так – Малхут в Хесед, потом в Гвуре и т.д. – конец каждого этапа заканчивается Малхут – низшей из сфирот. Если перевести это на более понятный язык, то получается, что происходит полное раскрытие всех аспектов Торы и после семи недель остается лишь только взять её и исполнять. Аспекты, кстати, не только духовные и умозрительные, но и вполне материальные, которые окружают нас на протяжении всей нашей жизни.

Еще мы видим, что весь процесс происходит сверху вниз, т.е. директивным методом, как сказали бы современные бюрократы, или проще говоря – принудительно. В принципе, так и было в пустыне, как об этом сообщает трактат Шаббат и мидраши – Тора тогда была дана принудительно.

Подпишитесь на рассылку платформы VAIKRA и получайте самые интересные уроки с сайта на E-mail, What's App или Telegram
Всем подписчикам в подарок 4 уникальные книги!

И вот тут я обратил внимание на множественное число слова “мудрость” (חָכְמוֹת), а множественное число слову придает окончание “-от” (וֹת), имеющую гематрию 406. Адмор из Комарно в первой части Ахдут а-оламот на стр. 216 рассматривает число 406, как семикратную гематрию слова “חן” (милость). А это одно из наименований Хесед. Ну а дальше становится все просто и понятно. Семь опять нас возвращает к семи столбам, которые вытесала Хохма, а также к этапам получения Торы. Однако, в данном случае мы видим движение снизу вверх – от низа к самой верхней (из семи) сфирот – Хесед, т.е. уже описывает добровольный характер получения Торы.

Источник

Этот материал – личное мнение автора. Редакция не несет за него ответственность.

Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на vaikra.com

Не пропускай самые интересные публикации для духовного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.

Александр-Цви Сыпков Помочь уроку

Изучаю Талмуд в саратовской синагоге на ул. Посадского.
Темы, которыми мне интересно поделиться - это кашрут и сгулот, а также необычные места в святых книгах.