Поделиться

Что празднуем, бояре?

Ханука – один из самых в известных мире еврейских праздников. Президенты государств её приветствуют и свечки на торжественых раутах норовят зажечь, топ-модели, артисты, политики… Я – не я, если Роухани не разразится «всем евреям мира, а особенно иранским» ханукальным поздравлением.

Помню, как во время Всемирной шахматной Олимпиады, в тот год частично с Ханукой совпавшей, на организованный израильской делегацией «ханукальный приём» пришли филипинец, Президент Международной шахматной федерации Флоренсио Кампоманес, прочие официальные лица… Между делом, кипа во всей израильской команде красовалась лишь на моей голове.

Да что филипинцы – в самом государстве Израиль Хануку не празднуют, кажется, разве что только боевики ХАМАСА. Наверное, берегут горючие материалы.

В «светском» Израиле и диаспоре празднование Хануки стало за последние десятилетия неким символом национальной независимости и героизма. Ну, в духе Мецады, только древнее и с «хэппи-эндом». Помнится, на первом помпезном, открыто-массовом ханукальном действе в Питере, пока я давал шахматный сеанс в фойе, да не чего-то там, а аж Центрального Концертного зала Октябрьский (!), Розенбаум боксировал на сцене, финский певец–лауреат с украинской фамилией что-то такое душевное за дружбу народов исполнял на смеси языков…

Правда, здесь мы не оригинальны: христиане давно подали пример экспроприации чуждых дат и празднеств. Так, день рождения одновременно индийского Будды и римского солнечного бога Митры плавно превратился в Рождество Христово – хотя сами христианские источники дружно сходятся на том, что описанное в Евангелиях появление в Бет-Лехеме на свет будущего христианского героя – ну никак не могло происходить 25 декабря. Антураж там, знаете ли, лета или ранней осени. Да и поближе к нам во времени,- та-аварищ Сталин, даром ли он в семинарии штаны просиживал? – к началу Большого Террора перенёс идеологически неправильную Рождественскую ёлочку на Первое января. Деревце подросло аж до Первой (кремлёвской) Ёлки Страны (со «звёздными» концертами и речами Генсеков); доныне выходцы из Великого и Могучего норовят с нею на брудершафт бутылочку шампанского откупорить… Привычка – вторая натура, как утверждает взятая из Вавилонского Талмуда русская пословица.

Трудно, впрочем, с гражданами мира не согласиться – красивый это праздник, Ханука! И несложный: зажигай свечки и лопай оладьи-пончики – вот и дело с концом. Захочешь – ещё и «совивон» крути (это рулетка такая кошерная). А около восьмисвечника сходу приходят тебе в голову всякие умности, типа: «и вдул в его ноздри дыхание жизней», «свеча Б-га – душа человека»… И кажется, через возжигание сиих лампад – занятие, столь многими в мире любимое,- ощущаешь единство со всем прогрессивным человечеством…

Но всё-таки что мы, евреи, в Хануку празднуем? Вы будете очень смеяться, но – отнюдь не наше национальное освобождение и самостоятельность. После начала событий Хануки, после убийства Мататьягу Хашмонаем еврея, пришедшего с греческим отрядом в городок коэнов Модиин принести в жертву свинью, и истребления этого маленького подразделения; после кровопролитных войн между пейсатыми партизанами и армиями сирийских греков, поддержанных «огреченными» евреями; даже после чудесной победы и очищения иерусалимского Храма – сражения продолжались ещё 52 года! В этом длинном еврейско-греческом противостоянии мы отмечаем только один эпизод.

Тогда, может быть, очищение и освящение Храма? Несомненно, да и само слово «Ханука» может быть произведено от «ханукат» — «обновление, освящение». Ровно в тот же день года, 25-го Кислева, только тремя зимами раньше, солдаты Антиоха Епифана IV-го из династии Селевкидов захватили и осквернили наш Храм. Драгорценная утварь, в том числе его главный светильник – храмовая Менора, была украдена и увезена в Сирию. Пробиты проломы в стенах Храма. Осквернено всё, что возможно, в частности, чистое оливковое масло для возжигания. И вот, ровно через 3 года – жизнь переворачивается. Тут, казалось бы, самое время воскликнуть пуримское: «наафоху», «перевернулось!» — и что-то такое шумно-пуримское отмечать.

Между тем, лет до того за тысячу, 25-го Кислева было завершено изготовление нашего самого первого Храма – переносного Шатра в пустыне. Однако приведение его в рабочее состояние Творец отложил до начала месяца Нисан, примерно на 90 дней – словно бы сохранив потенциальную святость этого дня для будущего ханукального освящения. Конечно, Создателю едины прошлое и будущее, произошедшее и то, что ещё только будет происходить – но человеку такая предусмотрительность кажется весьма удивительной!

Есть ещё очень интересный мидраш, который обильно цитируют наши мудрецы. «Создатель утешил первосвященника Аарона, расстроеного тем, что коэны и левиты не приносят собственных жертв при освящении Шатра, пообещав ему: “Не огорчайся, этот Храм не вечен, зато свечи, которые евреи станут защигать в честь победы твоих потомков-маккавеев, никогда не погаснут!”». Получается каким-то образом, что наши копеечные свечечки или плошки с маслом, возжигаемые в квартирах в течение 8-ми дней, в чём-то перевешивают Храм, Святилище Всевышнего на Земле?! Тот Храм, который: «место, где соединялись материальный и духовный мир», «приёмную станцию космической энергии». Тот, после чьего разрушения многое на планете пошло наперекосяк, в частности, высокая античность сменилась, через нашествия варваров, куда более болезненным и примитивным Средневековьем; наука и искусство отскочили на 1000 лет назад…

Давайте начнём отвечать. Можно сказать, что, зажигая ханукальные свечи, мы производим «ханукат», освящение «Малого Храма» – еврейского дома. Если Пурим считается днём физического спасения нашего народа: Аман собирался уничтожить «всех евреев, стариков и младенцев, в один день», то Ханука – день нашего духовного спасения. Обратите внимание: в событиях Пурима ни один еврей не был на стороне амалекитян и примкнувшим к ним «дружественных (антисемитских) народов»; восстание же Маккавеев во времена Хануки началось с убийства еврея – евреем. Если точнее, старец-Первосвященник убил еврейского служителя греческого культа. Войны Хануки – это в первую очередь войны между хранителями и защитниками еврейского духа — и апологетами духа нового, «прогрессивного»; войны иудеев, «царства священников и народа святого», против не различающего веры и народы «единства всего просвещённого (античного) человечества». Борьба изначально безнадёжная, если бы не поддержка единственного надёжного союзника – Б-га.

И весьма скоро нечто подобное снова произойдёт на Земле. Очень хотелось бы, чтобы бескровно…

А исторический результат тех событий – не столько возвращение государственной независимости, которая и была-то не столь уж и независимой: слабое еврейское государство постоянно оказывалось в чьей-то орбите интересов, а с 63-го года до нового летоисчисления, со взятия Гаем Помпеем Иерусалима, быстро начало превращаться в римскую колонию. Да и последний сравнительно «самостийный» царь Иудеи, Ордус (Ирод Великий), был идумеем, потомком единственного в истории насильно «объеврееного» народа и оттого «нашим братом-иудеем» в мере весьма неполной. И очень большой вопрос, не было ли при его кровавом узурпаторском воцарении нарушена заповедь Торы: «не можешь поставить себе царём иноземца, который не брат тебе». Фактически, после окончания «греческих войн» полной даже формальной самостоятельности нам досталось всего пол-столетия.

Результат же тех событий реальный, устойчивый – наши общины, ешивы и синагоги по всему миру. Наше выживание как евреев. Результат их – неисчислимые полки с книгами наших учителей. И Храм, очищенный повстанцами, который простоял ещё 237 лет. Возникли за эти два с гаком столетия первые поколения «таннаев» — величайших мудрецов, чьи формулировки законов, притчи и наставления мы изучаем уже почти две тысячи лет – со времён их записи в Мишне, основе обоих Талмудов, в конце 2-го века «нового летоисчисления».

Еврейский народ как целое выбрал в событиях Хануки свою святую Традицию, своё единственное в истории человечества всенародное Б-жественное Откровение – и отверг соблазнительные, властные, разрекламированные и богато обставленные учения «лидеров мировой цивилизации» — владевших огромной ойкуменой греков. Отверг не технологию и математику – здесь всегда был и остаётся полезен научный и промышленный взаимообмен; отверг чуждую иллюзорную «религию». Отверг идеологию, основанную не на воле Б-га и (потому) величии человека – а на увлечении человека своей силой и разумом, своими философскими и материальными достижениями.

А возможно, самое главное – укрепление «Малого Храма» еврейской семьи, который, пока ещё не отстроен наш вечный Третий Храм, является в еврейской жизни главным святилищем, местом Б-жественного Присутствия – Шехины. Или, по крайней мере, должен являться. И оттого именно в нём возжигают маленькие подобия Меноры – ханукии. Хотя, конечно, подобие это неполное, в ханукие не семь, а восемь подсвечников (плюс девятый сбоку – для вспомогательной свечки, «шамаша»). Закон строго запрещаем нам делать подобные Меноре семисвечники – чтобы мы никогда не забывали, что Храм ещё не отстроен. А «поколение, которое не постоило Храм, словно бы его разрушило».

Главное значение Хануки – неразрывная связь еврейского народа с Б-жественным Учением и Откровением – Торой. И жертвы, которые приносил и приносит наш народ на этот алтарь – куда больше и значимее, чем несколько быков, козлов, барашков и золотых ложек с благовониями, которые смогли бы предложить при освящении Шатра Откровения левиты. Для людей, пока ещё неблизких к духовной практике нашего народа, ханукальные свечки имеют то же самое значение: они напоминают, что и вправду: «Душа человека – свеча Всевышнего» и что придёт день, когда и его душа загорится светом нашей святой Торы. Веь мудрецы сравнивают её одновременно с водой и огнём.

Радостного и одухотворённого вам праздника Хануки, друзья!

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com