Поделиться

Что такое Кидуш и какая у него цель? — 7 объяснений

Заповедь соблюдать Шаббат находится в 10 Речениях (Асерет hа-Диброт), в словах «Помни день субботний, чтобы святить его». Еврейские мудрецы поясняли «Вспоминай его за вином на заходе» — в Лейл Шаббат, по заходу субботы, в пятницу вечером.

  • Во время кидуша, мы вспоминаем о святости этого дня (Шаббата) с помощью речи. Мы свидетельствуем о сотворении мира словами: «И были завершены небо и земля, и всё их воинство. И завершил Б-г в день седьмой, работу Свою, которой занимался; И отдыхал в день седьмой, от всей работы Своей, которой занимался. И благословил Б-г день седьмой, и освятил его: Ибо в этот день отдыхал от всей Своей работы, которую создал Б-г для того, чтобы заниматься ей».

Здесь вы сможете найти полный текст Кидуш Лейл Шабат, на иврите, русском и транслитерацию.

  • Когда человек находится вместе с домочадцами и благословляет на вино, тем самым он свидетельствует пред всеми и всем миром, что он верит в главные постулаты иудаизма, что у мира есть Творец, что нет ни одной детали в творении, которая была бы создана сама по себе, и в мире нет случайности, а всё сущее является частью Б-жественного Творения. Он, Тот, кто сотворил Мир.
  • Дополнительное вспоминание о дне субботы мы можем увидеть в словах Кидуша: «память о выходе из Египта». Шаббат увековечивает историю исхода из Египта, выхода из рабства к свободе.
  • Перед тем, как мы проводим Кидуш, нельзя пить и есть. Имеется в виду, что мы не пьём и не едим, начиная с того момента, как мы приняли субботу, и не позднее, чем несколько минут перед заходом солнца. Обычно после этого мужчина идёт в синагогу, а по возвращению, делает Кидуш и после это все садятся за праздничную субботнюю трапезу.
  • Почему Сотворение Мира вспоминают именно в Шаббат? Потому, что в этот день Творец отдыхал от всей Своей работы.
  • Еврейские мудрецы, Хазаль, постановили делать Кидуш и в субботу утром. Во время этого кидуша мы благословляем «Боре при hагефен» (Создавший плод виноградной лозы) на стакан с вином (или виноградным соком). Сначала читаем строки ,говорящие о даровании Субботы Израилю «Вешамру» (И будут соблюдать), а в продолжении есть те, кто добавляет строки и вспоминания субботы. Этот кидуш называется «Кидуш Раба» (Большой Кидуш).
  • Есть обычай покрывать субботние халы, которые предназначены для «лехем мишне» (двойной хлеб), во время кидуша. Причина этому в том, чтобы — «Не увидел хлеб своего позора», то есть, хлеб действительно важнее вина, но кидуш мы проводим на вино, а не на хлеб.

Публикуется с разрешения проекта «Хидабрут на русском»

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com