Начало нашей недельной главы кажется несколько странным. Написано в ней: «И взял Корах…» (Бамидбар, гл. 16, ст. 1). Но что именно он взял — здесь не сказано.
Теперь нам придется ломать голову в поисках ответа.
Учителя, конечно же, не бросают нас в трудной ситуации. Они, жалея наши головы, приходят на выручку. Каждый, открывая одну из граней Истины — со своим объяснением.
Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, в частности, что Корах «взял самого себя», сам повел себя в другую сторону — чтобы выделиться из общины и оспаривать место главного коэна (на которое был избран Аарон, брат Моше Рабейну).
Примерно то же самое подразумевает и Онкелос (великий Учитель Торы времен написания Мишны, 2-й век; был гером — неевреем, который принял еврейство; племянник римского императора Тита) в своем переводе. Он, Корах, как отмечает Онкелос — «отделился» от всей общины, чтобы инициировать и поддерживать раздор.
Рамбан (Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.) говорит, что Кораха «взяло» его сердце — он был одержим пагубными страстями, с которыми не мог совладать.
А в Талмуде (трактат Сангедрин, лист 109) сказано, что Корах совершил плохую сделку, приобрел негодный товар — распрю, которая погубила немало людей.
Все эти объяснения, конечно же, служат прекрасным дополнением, но никак не отменяют простое, прямолинейное (назовем его так) понимание нашей фразы.
Написано: «И взял Корах…». А, что именно взял — не написано. Значит, ничего и не взял?
Случалось ли вам ловить муху?
Наверняка — случалось. И не всегда в этом вам, конечно же, сопутствовала удача. Бывало, резко сожмешь ладонь в кулак, а муха — вывернулась и успела улететь.
А вот, еще пример: охота на тигра.
Охотник натыкается на спящего тигра и бросается на него, хватает двумя руками… Можно ли сказать, что охотник поймал тигра? Скорее, мы скажем, что у тигра появился обед.
Корах решил спорить с Моше, слугой Всевышнего — с человеком, который заставил фараона отпустить евреев из Египта, велел морю расступиться и ради которого в пустыне выпадал ман (см. на сайте ответ «Что такое ман (манна)?», № 706). С тем самым человеком, который поднялся на Небеса и спустил народу Тору…
Был ли у Кораха хоть малейший шанс победить?
Корах затеял изначально провальную авантюру.
Написано: «И взял Корах…».
Так что же он взял?
Ничего он не взял. Земля — взяла его…
на основе комментария рава Дова Яффе
(Израиль, 1928-2017 гг.)