Из нашей недельной главы мы узнаем, что Всевышний велит Ноаху принять на ковчег и поставить на полное довольствие всех представителей фауны. Как сказано:
«Oт птицы по виду ее, и от скота по виду его, от всех животных земных по виду их… придут к тебе, чтобы остались они в живых. Ты же возьми себе от всякой пищи, которую едят, и собери у себя, и будет тебе и им в пищу» (Берешит, гл. 6, ст. 20-21).
В Талмуде (трактат Сангедрин, лист 108) говорится, что те животные, которые держались своего вида и «не извратили пути» — пришли в ковчег сами. И что Ноах впускал только тех животных, которых ковчег принял.
Получается, на входе в ковчег производился естественный отбор. Те животные, что сохранили свои естественные наклонности, свое естественное, природное поведение — вошли в ковчег. Те же, что извратили свое естество — остались за дверью.
Итак, одни животные попали в ковчег, другие, не достойные остаться в живых — в ковчег не попали.
О достойных сказано, что они сами пришли.
Возникает вопрос: кто привел остальных и зачем?
Понятно, что возможность собрать всех представителей фауны земли в одном месте, наверняка, можно объяснить лишь чудом. Но зачем совершать чудо для тех, кто «извратил свой путь»?
Раби Йонатана бен Узиэль (Учитель Мишны, 1-й век) пишет, что животных к ковчегу привел малах (в условном переводе — «ангел»).
В Пиркей де-раби Элиэзер (гл. 23) объясняется, что над каждым видом животного и растения стоит малах, отвечающий за этот вид. Он-то и обеспечивает рост и развитие своего «подшефного».
Вы когда-нибудь замечали, что одно растение вдруг, без видимой причины — разрастается и бурно цветет (порой — по нескольку раз в год), а другое, как за ним не ухаживай — чахнет? Наблюдали непонятное, ничем не объяснимое поведение зверей или домашних животных?
Теперь вы знаете в чем (или, точнее, в ком) тут причина. Это влияние духовных сил — малахим (мн. ч. от слова малах).
Так вот, каждый малах привел к Ноаху «свой» вид. И в этом не было ничего необычного. Ведь Всевышний устроил мир так, что у каждого животного или растения на Небе (в духовных мирах) есть свой покровитель.
Чудеса начали происходить потом. Разделение животных на будущих обитателей обновленной земли и на тех, кто не удостоились ими стать, произошло чудесным образом. В ковчег отобранные животные вошли самостоятельно. А не прошедшие естественный отбор войти не смогли.
С прибытием «делегатов» от животного мира на ковчег мы разобрались. Теперь осталось выяснить — как удавалось Ноаху кормить всю эту ораву в течении двенадцати месяцев (столько длился Потоп)?
И действительно, трудно вообразить себе, сколько места должна была занимать провизия и где она хранилась все это время.
Здесь мы сталкиваемся с еще одним чудом. Намек на него содержится в словах — «возьми себе от всякой пищи, которую едят».
Что значит — «которую едят»? Разве бывает пища, которую — не едят?
Но в Торе подразумевается явно не это.
Объем самой минимальной порции еды — «кезайт» (размер крупной маслины; по массе составляет примерно 30 грамм).
То есть, Ноах запасся едой — по минимуму, по кезайту на каждый прием пищи для каждого «потребителя». И Всевышний явил чудо — мизерное количество еды в течение года сполна насыщало всех обитателей ковчега.
Сказано в Талмуде (трактат Менахот, лист 101), что выражение «которую едят» означает еду, которой можно накормить других.
Исходя из этого, нашу фразу следует понимать так — «Возьми себе всякой еды человеческой, но такой, чтобы подходила и животным, чтобы ею можно было накормить всех на ковчеге. И тогда пищи, припасенной для тебя, хватит также и для них («будет тебе и им в пищу»).
на основе комментариев рава Йоханана Рудинского
(Иерусалим, наше время),
рава Йонатана Эйбшица
(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го века)
и рава Хаима Берлина
(раввин Москвы, 19-й век)