Поделиться

Даже обувь может приближать к святому и возвышенному…

В недельной главе Вайешев приводится история о продаже Йосэфа братьями в Египет. Как говорит мидраш, Йосэф был продан за пару башмаков. Поэтому, я думаю, время этой недельной главы – самое благоприятное, чтобы продолжить тему об обуви. Итак, хочу привести несколько дополнительных фактов об обуви.

Рав Йосэф Каро в Магид Мейшарим, объясняя законы Йом Киппура, пишет, что сандали намекают на двух ангелов МаТаТ (Ханох) и Сандальфон (Элияhу а-Нави). А в Зоаре этих ангелов связывают с образом ботинка и сандаля.

Ханох, известный впоследствии как ангел МаТаТ, стал им, по словам рава Йцхака из Акко, благодаря тому, что он был сапожником и на каждую дырочку, что проделывал он шилом, благословлял сердцем цельным и с каваной цельной во Имя Благословенного. А одна из функций ангела Сандальфона – делать короны из обуви евреев, которую они истоптали во имя исполнения заповеди (например, танцы во время Симхат Тора), и короновать этими коронами Вс-вышнего.

Понятно, что это мидраши, которые говорят о том, что даже самая обыденная вещь может стать средством для приближения ко Вс-вышнему, и для передачи этой идеи мидраш мог бы выбрать любую другую вещь, но остановился на обуви, чтобы сообщить о её важности.

Сразу хочу сообщить, что известный всем МаhаРаЛь из Праги в Гур арье не видит в обуви какого-то возвышенного свойства. Наоборот, он считает, что именно потому, что левиим и коаним должны выполнять своё служение без обуви, а исраэлим в обуви, то обувь – это признак чего-то невозвышенного.

В сидуре Шней лухот а-брит, в комментарии на благословение «ше-аса ли коль царки» (давший мне всё необходимое), говорится об уровне человека, который властвует над всем сотворенным миром, как сказано в Теhилим (8, 6-8):

И Ты умалил его немного перед ангелами, славой и великолепием увенчал его. Ты сделал его властелином над творениями рук Твоих, все положил к ногам его: Весь мелкий и крупный скот и зверей полевых…

Известно, что вся природа разделена на 4 уровня: молчащее (камни и земля), цветущее (растения), живое (животные, насекомые и прочее) и говорящее (человек). Так вот, обувь – это символ того, что сказано в Теhилим: «все положил к ногам его». Обувь сделана из кожи животного, а подошва – растительного происхождения. И этой обувью человек ходит по тому, что относится к молчащему – земле и камням. Рав Айзек из Калива обычно ходил босиком, но иногда он надевал кожаную обувь и ходил в ней по веткам во исполнение смысла этого пасука.

Где-то (не помню где) встречал сгулу на случай, когда йецер а-ра одолевает мужчину, то советуют снять обувь и пройтись босиком. Видимо, в данном случае поможет охлаждение стоп и перераспределение крови в организме. Однако, МаhаРША, комментируя трактат Шаббат, говорит, что не следует ходить без обуви из-за опасности простудиться. И в трактате Бейца Йерушалми (7-А) говорится, что р. Абаhу, когда ходил в баню, не ступал по голому полу, а только на доски, чтобы не простудиться. И МаhаРША советует хранить себя от хождения босиком в юности, чтобы не проявилось это в старости. И кстати, в трактате Шкалим, причиной болезни коэнов называют три вещи: хождение босиком, употребление большого количества мяса и вина. Все они приводили к болезни кишечника. И один из раввинов Италии в своём ШуТе постановил обуваться сразу же по пробуждению, из-за того, что пол в Италии был очень холодным.

Возвращаясь к благословению «ше-аса ли коль царки», во многих источниках сообщают, что это благословение хорошо говорить с обувью на ногах.

Согласно Аризалю – правая нога это символ мужского (Зеир Анпин), а левая нога – символ женского (Малхут), а обувь – это символ хашмаля, который, окружает эти сфирот и не даёт клипот приблизиться. А согласно р. Моше Кордоверо – обе ноги это Малхут. И он попутно сообщает, что если ноги это Малхут, то должны они быть облачены в красивую обувь, во исполнение слов Шир а-Ширим (7, 2): «Как прекрасны в сандалиях ноги твои, дева благородная!»

Запрещено обувать обувь мертвого человека, согласно Мишнат Хасидим, и этот запрет подтвержден в наши дни равом Моше Файнштейном. И даже запрещено отдавать её бедным.

ЙаАВеЦ пишет, что разрешено ходить босиком за городом. Видимо, речь идёт о случаях, когда нет опасения простудиться.

Итак, подведём итог:

1. Обувая ботинки, нам рекомендуют делать кавану на ангелов-князей народа Исраэля МаТаТа и Сандальфона, на мужские и женские сфирот и защиту от клипот. И через обувь распространить мысль о том, что обыденное служит духовному возвышению.

2. Обувь защищает здоровье и если в доме холодно, то нужно ходить в обуви даже дома.

3. Обувь должна быть удобной (об этом я писал ранее) и красивой.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com