Десять дней раскаяния | Законы Шулхан Аруха - Рав Хаим Суницкий - на образовательном портале Ваикра.
Рав Хаим Суницкий

Знакомство с религией начал с книг на русском языке и размышлений. В 17 лет начал соблюдать Шаббат, и во время учебы в университете постарался выучить Святой Язык и начать изучать Тору, Мишну, Талмуд и другие классические книги нашей традиции.
Занимается самостоятельно и в хевруте. Также записывает видео для YouTube и проводит уроки через Скайп с постоянными слушателями.

Десять дней раскаяния | Законы Шулхан Аруха

Шалом всем! Сегодня мы с вами немножко поговорим о десяти днях раскаяния, о том, что Шулхан Арух пишет про это, а уже на следующих уроках перейдем к законам Йом Кипура. Разумеется, в эти десять дней у нас больше молитв, и вообще сегодня и ашкеназим, и сефардим начинают говорить слихот заранее, еще до Рош а-Шана. Но все равно слихот становятся длиннее в эти десять дней раскаяния. Когда-то был обычай только в десять дней раскаяния говорить слихот.

Сегодня в любом случае мы начинаем слихот заранее — я уже говорил, что сефардим вообще с начала Элула говорят слихот, а сейчас уже начали и ашкеназим, за неделю до Рош а-Шана. Но в десять дней раскаяния вдобавок говорят еще Авину Малкейну во время каждой молитвы утром и в минху. Вечером не говорят Авину Малкейну, и есть причина на это: считается, что ночь — это время суда, такое время, когда управление Вс-вышнего строгое.

Кстати, по этой же причине многие против того, чтобы в первой половине ночи говорить слихот. Есть некоторые ашкеназские синагоги, где говорят слихот в первой половине ночи, потому что им неудобно вставать рано утром — это трудно, не высыпаешься, и ждать полуночи тоже трудно. Поэтому обычно говорят слихот только в треть ночи — это основано на идее, которая взята из трактата Брахот, что особо благоприятные времена для скорби, в том числе о Храме, ну и наверное, тогда и для слихот — это каждая треть ночи, то есть, треть, две трети и рассвет, видимо. А по другому мнению — треть, две трети и полночь. В таком случае, если считать примерно от захода солнца до восхода или от выхода звезд до рассвета и разделить это на три части, то первая треть будет, допустим, в 10 часов вечера или где-то около того. И в это время они говорят слихот.

Но многие раввины против этого, и сефардские раввины в том числе говорят, что если сидишь в синагоге и начались слихот до полуночи, то это время уже не подходящее, чтобы даже отвечать, если слышишь, как говорят «Тринадцать принципов милосердия» — так постановили некоторые мудрецы, и в том числе сефардские мудрецы, потому что считают, что в первой половине ночи, которая считается самой грустной частью суда, говорить слихот опасно. Может быть, по этой же причине Авину Малкейну не говорят именно в маарив. Но утром и в минху говорят Авину Малкейну. А в субботу у ашкеназим не принято говорить Авину Малкейну, а у сефардим и в субботу, что интересно, говорят Авину Малкейну. Хотя у ашкеназим, даже если Рош а-Шана выпадает на Шаббат, не говорят Авину Малкейну…

Продолжение смотрите в видео!

Не пропускай самые интересные публикации для духовного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.

Рав Хаим Суницкий

Знакомство с религией начал с книг на русском языке и размышлений. В 17 лет начал соблюдать Шаббат, и во время учебы в университете постарался выучить Святой Язык и начать изучать Тору, Мишну, Талмуд и другие классические книги нашей традиции.
Занимается самостоятельно и в хевруте. Также записывает видео для YouTube и проводит уроки через Скайп с постоянными слушателями.