Поделиться

Для чего были изменены имена Авраама и Сары?

Авраам Абулафия, комментируя главу Лех Леха в книге Мафтеах а-Хахамот, говорит, что смена имён Авраама и Сары произошло для того, чтобы дать им мужскую силу, т.е. силу породить потомство мужского пола, т.е. Йцхака. Мужскую силу символизирует, по его мысли, буква Йюд, которая была равно поделена между ними — в виде двух букв hей. И буквы их новых имён образовывали словосочетание «князь органов» (שר אברים), что может означать, что, благодаря замене букв, Авраам и Сара могут управлять органами своего тела так, чтобы они могли совместно породить дитя.

Хотя, мы знаем, что Аврааму была добавлена буква hей, а у Сары взята буква Йюд и вместо неё поставлена буква hей. И известно, что буква hей — это женская буква, а Йюд — действительно мужская. И поэтому у Сары была взята «мужская» буква из имени, мешавшая ей стать матерью, и заменена на «женскую». Не нужно быть особо внимательным, чтобы увидеть, что и до замены имён, старые имена Авраама и Сары образовывали словосочетание «князь органов» (שר אברים), т.е. в рамках простой логики мы могли бы сказать, что и до замены имён, они управляли своими органами в полной мере. Однако это не так. Мы уже знаем, что из-за преобладания мужской силы в Саре, она не могла выполнить женскую функцию. А что не так было с Авраамом? Дело в том, что старое имя имело гиматрию 243 (אברם). Но известно, что в человеке 248 органов, т.е. Авраам до изменения имени управлял только 243 органами, а пять были не в его власти. Так говорит Игра де-кала (лист 116-Б). И пять органов, которые были не в его власти — это те органы, которые отвечали за мужские репродуктивные функции. Поэтому, изменение имени у обоих супругов вызвало изменение в работе их органов и теперь они вместе и по раздельности могли назваться «князь органов» (שר אברים). Кстати, Авраам Абулафия замечает, что изменение имён сработало как раз через 10 лет.

И уж если вспомнили старое имя Авраама, то будет кстати рассказать об одной интересной детали, которую приводит Исмах Моше. Эта деталь больше касается главы Вайэра, но связана со старым именем Авраама. Выше я уже писал, что гиматрия старого имени Авраама равнялась 243 (אברם) или если записать буквами, то будет Рейш-Мэм-Гимел (רמ»ג). Согласно Исмах Моше (лист 40-А), это нотарикон имён Рефаэль, Михаэль и Гавриэль. Т.е. те три ангела, которые пришли к Аврааму — были Михаэль, Гавриэль и Рефаэль. Намёк этому в пасуке: «И взял масла и молока, и теленка, которого приготовил, и поставил перед ними; а сам стоял с ними под деревом». Так вот, слова «стоял с ними» указывают на числовое значение букв, которые были как в его старом имени, так и в новом. Этот пасук как будто говорит: и пребывали эти буквы с ним всегда — как до изменения имён, так и после.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com