Поделиться

Дни Хануки – на все поколения

Во времена Второго Храма, «когда греки вошли в Святилище, они осквернили все масло, что было там. Когда же царство дома Хасмонеев преисполнилось мощи и одолело их, [евреи] искали и нашли один-единственный сосуд с маслом, запечатанный печатью первосвященника. Масла в нем хватало лишь на [то, чтобы Менора горела] один день, но свершилось чудо, и масло зажигали восемь дней. На следующий год эти дни объявили праздничными, днями ѓалеля [1]и благодарения», и в них запрещено поститься и произносить надгробные речи (Вавилонский Талмуд, трактат Шабат, 21б; Мегилат таанит [2], 9б).

Во времена Второго Храма мудрецы установили еще немало праздничных дней, в которые народу Израиля следует радоваться и благодарить Всевышнего за чудесное спасение, посланное ему. Все эти дни упомянуты в Мегилат таанит. Многие из них установлены в благодарность за победы, одержанные Хасмонеями, – например, День Никанора, отмечаемый 13 адара (в этот день Хасмонеи одержали победу над большим греческим войском и убили военачальника Никанора, который возглавлял его); 14 сивана, когда Хасмонеи захватили Кесарию; 22 элула, когда убили отступников, не пожелавших совершить покаяние; 23 хешвана, когда разрушили блудилище, построенное греками возле Храма; и 25 хешвана, когда захватили Самарию и начали ее заселение [3].

Однако наши законоучители постановили, что после разрушения Второго Храма законы, описанные в Мегилат таанит, больше не имеют действия (см. Шульхан арух, Орах хаим, 573, п. 1). Ведь после разрушения Храма все радостные события, которыми ознаменованы упомянутые в Мегилат таанит дни, утратили свое значение. Поэтому нам больше нечего отмечать в эти дни, и в них можно даже поститься и произносить надгробные речи. Из всех этих дней остались только дни Хануки. Объясняют наши мудрецы, что дни Хануки сохранились на все поколения благодаря чуду с кувшином масла и заповеди, установленной мудрецами, зажигать ханукальные свечи, чтобы открыто свидетельствовать об этом чуде (пирсум ѓа-нес). А поскольку в Хануку мы исполняем заповедь зажигания свечей, то и все прочие законы этого праздника были сохранены. И поэтому в Хануку мы произносим в молитве благодарственную вставку «За чудеса», славим Всевышнего за чудесное спасение, посланное Его народу, читая ѓалель, не постимся и не говорим надгробные речи (см. Вавилонский Талмуд, трактат Рош ѓа-Шана, 18б, а также комментарии Раши и Ритва к этому месту).

Для того, чтобы лучше понять смысл чуда с кувшином масла и дней Хануки – единственных памятных дней, оставшихся со времен Второго Храма, – следует глубже вникнуть в суть событий тех дней и их значение.

______________

[1] Ѓалель – часть молитвы, составленная из глав книги Теѓилим (Псалмов) и читаемая в праздники, чтобы возблагодарить и восславить Всевышнего (прим. пер.).

[2] Мегилат таанит (букв. «Свиток постов») – труд на арамейском языке, датированный периодом Второго Храма. Представляет собой список 36 дней, ознаменованных благоприятными для евреев историческими событиями, в том числе, победами над врагом, и потому запрещенных для поста, траура и надгробных речей (прим. пер.).

[3] Следует упомянуть и другие дни. 22 швата, когда, в результате восстания Хасмонеев, нечестивец Антиох собрался разрушить Иерусалим и истребить евреев, однако до него дошли плохие вести о восстаниях, вспыхнувших в восточных провинциях его империи. 22 швата (в 165 г. до н.э.) он был вынужден прервать осаду Иерусалима. В конце концов, во время этих восстаний Антиох был убит. 3 кислева, когда Хасмонеи убрали из Храма эмблемы греческих полков. 24 ава, когда Хасмонеи возродили в Израиле судопроизводство на основе Торы, пришедшее на смену греческому. 23 ияра, когда Шимон бен Матитьяѓу Хасмоней захватил крепость Акру, где после освобождения Иерусалима засел греческий гарнизон. 27 ияра, когда Хасмонеи (по всей вероятности, в период правления Йонатана бен Матитьяѓу) упразднили языческие талисманы, которые было принято вешать над входами в дома и лавки. 15 и 16 сивана, когда был захвачен Бейт-Шеан, откуда были изгнаны инородцы, преследовавшие евреев и причинявшие им немало бед. Праздничными были также объявлены дни смерти двух нечестивых царей, которые устраивали жестокие гонения на еврейских мудрецов: 2 швата – день смерти Яная, 7 кислева – день смерти Ирода. В Мегилат таанит упомянуто еще множество таких дат.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com