Поделиться

Должен ли царь шить?

События, описанные в нашей недельной главе — удручают. Тем более — что речь идет о поколении знания. О поколении, в котором, как писал Рамбам (великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век) — «меньшая из жен в повседневной жизни видела больше, чем пророк Йехезкель в эпоху пророчеств». О поколении, в котором даже преступники совершали свои прегрешения во Имя Небес.

Человек, которого застигли за тем, что он рубил дерево на дрова в шаббат, желал на своем примере показать, что осквернение субботы — не шуточное дело. Он нарушил закон шаббата, чтобы укрепить его соблюдение (комментарий Учителей эпохи Тосафот к трактату Талмуда Бава Батра, лист 109).

Разведчики знали, что погибнут страшной смертью от эпидемии, доселе невиданной. Они понимали, что утратят право на удел в Будущем мире. Тем не менее — совершили то, что совершили. И действовали они — во Имя Небес.

Разведчики лишились обоих миров, земного и Грядущего — чтобы преподать нам важный урок: хулящего Эрец Исраэль (Землю Израиля) ждет тяжелейшее наказание.

Замечу в скобках, что поскольку Тора актуальна во все времена, я не рекомендовал бы жителям Израиля вздыхать и жаловаться на местную погоду и т.д. Ведь на самом-то деле наша земля, как отмечается в Торе (Бамидбар, гл. 14, ст. 7) — очень, очень хороша.

С хулой и наказанием за нее мы — разобрались. А вот, полагается ли награда тому, кто превозносит нашу землю,?

Чтобы дать ответ на этот вопрос, был избран Иеhошуа.

Почему именно он?

В общем-то просто — в одночасье отдать жизнь и лишиться всего, получив суровое наказание. Учитывая, что делается это — ради благой цели. Но сказать добрые, хорошие, правильные слова об Израиле, получить награду, да еще какую — стать преемником Моше, вождем народа, который приведет евреев в страну, дарованную Всевышним — в этом кроется большая опасность. Опасность — возгордиться.

Написано в нашей недельной главе: «И Моше назвал Гошеа, сына Нуна — Иеhошуа» (Бамидбар, гл. 13, ст. 16).

Моше увидел, насколько скромен Иеhошуа, — объясняет раби Йонатан бен Узиэль (великий Учитель Мишны, 1-й век), — и помолился о нем.

Если скромный, значит — не возгордится. Такому можно поручить в позитивном ключе отозваться об Эрец Исраэль, А потом — и наградить за это.

Так Иеhошуа стал положительным примером — в противовес другим разведчикам.

И все же картина получается — неполная.

Ведь, кроме разведчиков, решивших положить свои жизни ради предостережения остальных евреев от неуважения к Израилю, и Йеhошуа, которого избрал Моше, чтобы показать, как велика награда тому, кто любит землю Израиля и восхваляет ее — был среди разведчиков и Калев.

Калев не уподобился другим разведчикам, не стал жертвовать собой, своей жизнью, своим будущим, ради острастки других. Он воздал должное Земле Израиля, отметил ее великолепие — не идя за большинством.

Что мы можем сказать о нем?

Ничего! Потому что Всевышний уже сказал о нем: «Слуга Мой, Калев» (Бамидбар, гл. 15, ст. 24).

Это — высшая оценка качеств человека, которой удостаивались лишь единицы.

Вдобавок, Калев получил щедрую награду — его потомкам был обещан Хеврон, вместе с пещерой Махпела, в которой похоронены Адам и Хава, а также — праотцы еврейского народа.

Анализируя поступок Калева, мы приходим к важному для всех нас выводу.

Калев был прав в том, что не пожелал присоединяться к остальным разведчикам. Потому что нечего человеку пытаться быть умнее Творца. Задача человека — в точности исполнить Волю Всевышнего, и не производить собственных расчетов, не пытаться улучшить Замысел Создателя. Царь вовсе не должен еще и немножечко шить!..

на основе комментария рава Йехиэля Данцигера
(духовный наставник хасидской общины городов Александра и Ворки, Польша, 1828-1894 гг.)

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com