Поделиться

Два ключевых аспекта Шаббата

У нас сейчас развернулась очень интересная программа в которой мы разбираем ключевые темы иудаизма. Как основа — некий материал. Я взялся добавлять интересные аспекты, не вошедшие в исходный сборник — классических текстов.

1. более глубокое психологическое наблюдение.
2. более очевидное, но очень важное состояние современного мира.

1.Шаббат – состояние завершенности. (напротив ЗВЕРЬ-шенности 🙂
Человек (особенно русский) часто вовлечен в работу, но далеко не всегда завершает эту работу.
Существует два вида удовольствия: удовольствие от процесса и удовольствие от чувства завершенности работы.
Интересно, что существует яркое различие между русским и английским языками.
В английском языке есть специальное время Perfect – которое подчеркивает завершенность работы. Имея специальную языковую конструкцию, человек может иметь для нее специальное чувство, вызываемое при использовании данной языковой конструкции.
И наоборот, отсутствие в русском языке данной конструкции, подчеркивает более слабую развитость этой идеи в сознании человека.

У состояния завершенности есть разные важные аспекты.
1.Будучи включенным в работу, наше сознание постоянно action-oriented. Т.е. закончив одно действие, мы тут же включаемся в следующее. Non-stop activity.
2.Особенно известно это состояние у семейных женщин, которые приходя домой чувствуют, что они должны делать одно домашнее дело за другим, и что просто отключиться от работы – у них вызывает серьезные угрызения совести.
3.Само состояние завершенности – имеет очень глубокое влияние на нашу психику. Оно создает чувство глубокого удовлетворения. При этом, в глобальном жизненном цикле – мы часто воспринимаем себя непрерывно движущимися от точки старта (рождение) к точке финиша (моменто морэ – помни о смерти).
4.Очень похоже, что задание состояния непрерывной гонки – происки нашего ецер а-ра.
Поэтому, Шаббат в состоянии завершенности – сильнейшее упражнение для ощущения и проживания этого состояния.
Просто находиться в этом состоянии – само по себе очень мощное упражнение. Более того, некоторые его аспекты мы можем и должны распространить на всю неделю. Точно так же, как в английском языке есть время Perfect, мы должны это состояние узаконить в нашей картине мира.

2.Современные аспекты состояния завершенности.
Проблема трудоголика. Человек, привыкший перескакивать с одной работы на другую – получает реальный шанс осознать эту свою проблему, столкнувшись с ней в Шаббат «лицом к лицу».

Проблема безинерционного досуга. В «раньшие» времена обычно досуг сопровождался расходами. Т.е. человек накапливал какую-то сумму денег и расчитывал, что он может развлечься именно нак имеющуюся сумму. Скажем точнее, полезные виды досуга (побегать, попинать мяч) были вполне бесплатными. Некоторые виды досуга требовали партнера и его согласие участвовать в досуге.
Появление телевизоров, персональных компьютеров и другой мультимедиа создало ситуацию, когда человек привык к тому, что он может, не затратив ни малейших усилий, получить неограниченный развлекательный ресурс. Все современное человечество знает, насколько тяжело детям (да и взрослым) заняться досугом, требующим усилий (особенно творческих), при наличии легкого доступа к хай-тек технологиям.
Самое замечательное в этой ситуации, что все 100% этих технологий – электрические. Следовательно, соблюдая Шаббат, мы сталкиваемся с однозначным запретом на все подобные технологии. И человека это вынуждает вернуться к более экологичным формам времяпровождения.

Проблема общения. Используя хай-тек, человек резко уменьшает общение с ближними. Происходит эскапизм – избегание общения. И отрезая хай-тек ресурсы, появляется шанс взглянуть в лицо, а не на экран.

Итак, три ключевых challenges которые заставляют современного человека вернуться к себе –
— преодоление страсти к non-stop работе;
— преодоление страсти к non-stop хай-тек развлечениям;
— преодоление избегания общения.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com