Два подхода к пониманию еврейской мудрости - Рав Меир Брук - на образовательном портале Ваикра.
Рубрики

Два подхода к пониманию еврейской мудрости

Сегодня мы попробуем систематизировать важную информацию – в чем суть еврейского подхода к жизни?

Существует два главных направления в рамках еврейской мудрости.
Первое – психологическое или рационалистическое.
Наиболее известные представители – Рамбам, рав Соловейчик, рав Лейбовиц, хасидут Пшисха.

Основная идея этого подхода – мы «выносим за скобки» идею Вс-вышнего и фокусируемся на самом человеке. Мы хотим более глубоко познать природу человека (Human nature) и научиться совершенствовать эту природу.
Такой подход позволяет воспринимать эти идеи даже светскому человеку (т.к. мы не настаиваем на включении Б-га в картину мира человеку, который привык к материалистической картине мира).
В чем главный «стержень» еврейской модели?
Мы говорим, что человек – это уникальное сочетание двух систем: животной природы (она же инертная, она же – ецер а-ра) и духовно-человеческой (она же сила развития, она же ецер а-тов). Изначально человек находится полностью во власти Ецер а-Ра.
Сила развития включает волю, интеллект, характер.
Чтобы максимально эффективно развивать человеческие качества, нужно дать этому развитию наилучшие условия. Иначе человек всю жизнь будет бороться с самим собой вместо эффективного роста.
Чтобы рост происходил с меньшими помехами, мы ограничиваем власть Ецер а-Ра.
Многие глубинные секреты развития мы изучаем, анализируя сюжеты Торы.
Каждый конфликт в рассказах Торы – зашифровывает динамику взаимоотношения сил внутри человека. И наши мудрецы выдают нам наиболее эффективные рекомендации по развитию нашей личности.
Итак, если Вам тяжело поверить в Б-га, вы можете ограничиться для начала только рационалистическим подходом.

Второе направление – религиозно-мистическое.
Мы утверждаем, что в мире присутствует Вс-вышний, с которым мы можем «общаться».
Наши реплики в общении – то, что мы делаем в этом мире.
Реплики Б-га – то, что происходит с нами.
Существует два способа интерпретации понятия «случайность». Светский человек говорит, что это результат «слепых» сил, безличных и бездушных. Религиозный человек говорит, что любое событие организовано Вс-вышним.
У человека есть душа и у мира есть душа. Душа мира – Вс-вышний.
Мы можем устраивать разговор «по душам». В результате «общения» Вс-вышний посылает нам благословение, если мы этого заслуживаем в виде успеха в делах мира.
При таком понимании еврейской мудрости наша цель – выстроить правильные отношения с Вс-вышним.
Как сделать так, чтобы «понравиться» Вс-вышнему?
Надо делать то, что Он хочет. Это и есть выполнение Заповедей, данных Им.
Существуют разные уровни выполнения.
Более «продвинутое» выполнение включает попытку понять глубинный механизм Заповедей. Но не для того, чтобы спорить с Вс-вышним, а для того, чтобы делать выполнение Заповедей более эффективным.

Эти два подхода переплетаются между собой.
Обычный человек – слуга своих материальных интересов. Когда человек развивает духовные качества, он становится хозяином своего материального начала.
Этим он уподобляется Вс-вышнему – Хозяину материального мира.
Таким образом, между ними начинают выстраиваться партнерские отношения, как между двумя «хозяевами». Как сказано, если Праведник делает то, что просит Б-г, то Б-г делает то, что просит праведник.
Следующий аспект. У обычного человека голос тела (как шум) заглушает более «тонкий» голос души.
Голос тела – это голос страстей и привычек.
Чтобы слышать «послания» Вс-вышнего, необходимо научиться управлять нашими «голосами». Нам нужно уметь «делать тише» в нужный момент «шум» тела. И нам нужно развивать чувствительность и умение фокусироваться на духовных процессах.
Идея Мошиаха имеет также внутричеловеческий аспект. Так же как Мошиах это Царь, которому подчинится весь Мир, наш «внутренний Мошиах» — это такое наше состояние, при котором мы контролируем (царствуем) свой внутренний мир.
Находясь в таком состоянии, человеку нужно для жизни гораздо меньше внешних усилий. Дело в том, что обычный человек тратит большую часть своих сил на преодоление сопротивления, как своего инертного начала, так и окружающего мира. Духовный человек получает благословение Свыше, что означает, что его делам будет сопутствовать успех – как в личностном росте, отношении с ближними, так и в деловом мире.

Подпишитесь на рассылку платформы VAIKRA и получайте самые интересные уроки с сайта на E-mail, What's App или Telegram
Всем подписчикам в подарок 4 уникальные книги!

Источник

Этот материал – личное мнение автора. Редакция не несет за него ответственность.

Не пропускай самые интересные публикации для духовного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.

Рав Меир Брук Помочь уроку

Судьбоносной была первая встреча с еврейским религиозным миром в лице Ефима Свирского, ставшего первым учителем Торы.
Уучился иудаизму и еврейской мистике в Иерусалиме (в частности в ешиве "Эш а-Тора"), параллельно работал директором Еврейского Просветительского Центра "Эш а-Тора" в Киеве. Выпускал в 90-х годах еврейский альманах "Авив". Дальше учёба в иерусалимском колеле "Нер леЭлеф", работа на радио с программой "Еврей в законе" и мн.др.

С сентября 2004 года живет в Бруклине, создает русскоязычную еврейскую общину на базе Jewish Center of Brighton Beach, проводит очные программі в общине и заочные через Интернет.