Поделиться

“Два притопа, три прихлопа” | Зарисовка. Глава Трума

Надеюсь, читатели знают, кто мы на языке “передовых духовных систем”? “Гробы повапленные”, погрязшие в мелочных ритуалах заместо могутного душевного порыва! Вот и затронем один из главных “ритуалов” – строительство Храма.

И сделают мне Святилище, и буду обитать среди них”.

Этот и следующий пасуки – из самых “комментируемых” в Торе. Бааль атурим находит здесь намёк на время жизни Первого и Второго Храмов. Вы, конечно, помните, что ивритские буквы имеют числовое значение? Слово “вешаханти” (Я буду обитать) можно разделить на “вешахан” (и обитал) и буквы “тав-иуд”, число которых 410. Это – годы, которые простоял Первый Храм. Можно перетасовать и буквы в слове (мудрецы часто пользуются этим приёмом, он известен ещё с Синая). Получим “шени тав-хаф”, “второй 420”. Точное время работы Второго Храма до его разрушения римлянами.

Говорит древний Мидраш Шмот раба, что Моше в изумлении воскликнул (словами пророка Малахи): “Небеса и выси небес не могут вместить Тебя!”. Чем же поможет деревянный или каменный дом? Ответил Всевышний: “Это не так, как ты думаешь. Построй шатёр из 20 балок на севере и юге, 8 на западе – и Я спущусь и ограничу Себя между ними”.

6-й Любавический ребе, Раяц, уточняет: Шехина помещалась даже не во всём Храме, но между крыльями крувов над крышкой Ковчега Завета. В пространстве 2,5 локтя на 1,5 локтя! Тора, как обычно, “путает” при описании Святилища: размеры Ковчега в плане Святая Святых не учтены. Иначе говоря, “здесь сверхъестественным образом совмещалось пространство с отсутствием пространства, ибо присутствовал Всевышний, для которого невозможна невозможность”.

Согласно Шла, святому раби Ишая Гуровицу, потомки Адама должны были строить Храм, чтобы искупить ошибку прародителя. После первого греха нарушилось совершенство Мироздания и стала нужна “модель мира” в миниатюре. Это – Храм! Сегодня, пока он не восстановлен, всё искажено. Слабее Высшая защита, которая поддерживалась порядком храмовой службы. Дальше друг от друга материя и дух…

В Торе есть важнейший принцип: лекарство должно быть подобно болезни. Адам согрешил, положившись на свой могучий интеллект. Забыл в далёких рассчётах про элементарный приказ Творца: “не ешь от него”. Теперь в компенсацию нам придётся делать вещи парадоксальные, сложные для нашего ума. В конечном итоге, просто исполняя непостижимую Волю Вседержителя.

Рав Гирш детально описывает «метафизическое» соответствие элементов Храма частям универсума и человека. Ведь сам человек, как и Храм,- “связь миров” и “модель мира”. Базисное понятие греческой и европейской философии: “микрокосм” – есть просто перевод с иврита слов: “адам – олам акатан” (“человек – малый мир”). Например, медь, серебро и золото соответствуют различным степеням “облагораживания” инстинктивной природы человека и космоса. Лён – растительный, вегетативный аспект жизни, шерсть – животный и т.д.

А автор “Сифтей коэн” сопоставляет детали Храма не общим принципам, но органам человеческого тела. Ведь сказано в пасуке: «сделайте Мне Святилище, и поселюсь в вас». Во внутреннем храме каждого человека. Индивидуальном храме, который должен быть освящён жизнью по Моим законам. В телесном устройстве этого личного храма Ковчег соответствует сердцу, крувы на его покрытии – лёгким, балки – рёбрам, стол с “хлебами предложения” печени и т.д.

Как видите, правы те, кто утверждают: “Б-г – в сердце”. Только полезно напомнить, что «сердце», подходящее на роль «святая святых» — не любое, но лишь то, вокруг которого выстроен храм. И что мы знаем сиё не лишь из пристрастного внутреннего опыта, не от красивых метафор — но из точнейшей духовной науки, подаренной самым надёжным Учителем.

Мальбим разъясняет, как всегда просто и глубоко: главная цель Храма – соединить души всего Израиля. В таком единении они вступают в особую связь с миром – “Большим Храмом Всевышнего” и с чисто духовным Храмом в высших мирах. Когда Б-г свидетельствует о Моше, что “доверенный он во всём доме Моем”,- это говорится о тайнах Большого Храма. Тайнах мироздания. Именно такая «доверенность» помогала учителю постигать духовный Храм, строить Храм земной и читать на «скрижалях сердца» в «личных храмах» людей.

Размеры статьи не позволяют даже упомянуть об очень многом. Не то, что обсудить. Например, слово “мишкан” (шатёр) означает также “залог”. Забранный у нас “заимодавцем”, когда мы не смогли «выплатить долг» своей достойной жизнью. А 3 маленьких пасука из книги пророка Ишаягу и псалмов содержат всю историю путешествий Храма. И что речь в нашем пасуке идёт и об освящении синагог и ешив “во всех местах вашего обитания”. И про еврейские семьи: “освящайте ваши дома, и они станут Моим приютом”…

Затрону момент, который мне лично представляется главным, первоначальным. Слово “микдаш”, Святилище связано с “кадош” – отделённостью Святого от всего, Им сотворённого. А “мишкан” (приют, обиталище) – говорит про нахождение рядом (сосед – “шохен”). Поймите, говорит Б-г, что Я выше всех ваших идей, споров и комбинаций. Постигните: единственно мудро для живущего – буквально следовать по начертанным Мною путям. И тогда Я буду постоянно проявлять Себя в вашей жизни. Стану вашим близким знакомцем, «соседом»… Как видите, наши “притопы” и “прихлопы” не так уж поверхностны.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com